Книга интересная, хотя с некоторыми опечатками. Многие тезисы представляются спорными и вызывают дискуссию.
Не знаю, как у вас, но у нас, в эмиграции, никто ничего не говорит автору ни хорошего, ни плохого – не принято. Это – крупный недостаток не иметь никакой обратной связи.
Признаться, я также ничего не собирался писать, но последняя статья заставила.
Прежде всего хотелось бы отметить более доступный язык этой книги по сравнению с «Третьей правдой». Заметно, что музыканты состязаются с музыкантами, философы с философами, богословы с богословами, настолько усложняя свои произведения, что простому смертному не сметь и соваться туда. Целью их трудов должна являться польза для простого народа, которого большинство, а не желание удивить «могучую кучку» посвящённых. Последняя твоя книга, надо заметить, более человечна, если не считать некоторые статьи, для которых всё ещё требуются «крепкие зубы».
Что касается содержания твоих эссе, то я с ними вполне согласен. В крайнем случае, всякий автор волен ошибаться в чём-либо, но в общем ты правильно подмечаешь ряд проблем в современном христианстве. Только в последней статье мне трудно согласиться с твоими выводами относительно богословия и жизни, парадигмы церкви и общества Запада и Украины (особенно стр. 155-156).
Пока я не жил здесь, я тоже так рассуждал. Гостям это также непонятно. Надо продолжительное время понаблюдать, чтобы увидеть истину: материальное благополучие не всегда зависит от её духовной подоплёки. Примером тому может служить Япония, Сингапур, Индонезия, Скандинавские страны, в которых осталась бледная тень христианства, и многие другие. Капиталистическая система имеет другие основания, чтобы закидать потребителя всем земным, обычно в ущерб его духовным запросам, и закабалить суетой так, что даже глубоко верующий постепенно растеряет всё, что имел. Редкий человек руководствуется разумными рамками и способен ограничить себя в самом необходимом. От этого и растёт материальное благосостояние Запада.
Но ты скажешь, что зато у них имеется высшая культура, свобода, мораль. Как бы не так. У них работают строжайшие законы, за нарушение которых больно бьют по карману (т.е. по самому больному для материалиста месту), отчего он и опасается их нарушать. Живя и работая среди местных «христиан», боишься одного: если бы, не дай Бог, рухнула их государственная система, о вере нет и речи – она у них только по праздникам, – то, кажется, все перестреляют всех, обворуют до копейки и с дьявольским злорадством затопчут тех, кто ещё дышит, а тем более тех, кто серьёзно верит в Бога.
Здесь впору говорить не о «развитом социальном богословии», а об искусном нивелировании христианства или замены его на культурный суррогат, быстро превращающийся в демонизированную идеологию «Нового века», поглощающего души наших во многом невежественных, но прекраснодушных и лояльных всем высшим властям христиан.
Может, ты прав, что их прошлое – это наше (Украины) будущее. Мир деградирует перед появлением антихриста. И я также уверен, что в Украине нет предпосылок подняться выше или уйти в сторону от духа западного капитализма. Увы, но от этого и болит душа, что редкий человек замечает это, а если и видит, то его крик, как и твой, есть «глас вопиющего в пустыне».
Ты в книге часто упоминаешь экуменическое движение. Но в этом «колхозе» нет решения проблем христианства. Смесь глины, железа и т.п. не делает прочной строение. Враждовать со всеми нет смысла, но лечить общество благодатью Христа мы обязаны и напоминать, как беречь себя от рецидива болезни. Здесь уместно изречение Гоголя, которое ты повторяешь: старайся жить правильно сам, и облагородишь то окружение, в котором находишься. Это я выразил своими словами.
Владимир Стародуб. Сакраменто, 04.01.10