Online

КИСЛОРОД кончился

КИСЛОРОД кончился

Фильм «Кислород» (Россия, 2009, режиссер Иван Вырыпаев) называют чушью собачьей, но также манифестом современной молодежи. Клипы, анимация, любительское видео перемежаются с морализациями ведущих (диджеев?) и представляют вместе не столько единую композицию, сколько причудливое ассорти, разновкусную нарезку. Недавно ушедший Милорад Павич много говорил о нелинейном повествовании с открытым концом, кажется, творение Вырыпаева относится к этому типу. Кино без концовки и «чисто конкретной» морали соответствует духовной ситуации времени, в которой никто не ждет подсказок и откровений автора, а живет в поиске, в процессе, на перекрестке выборов.
Фильм антиэлитарный. Иван Вырыпаев родом из Иркутска, работал в Магадане, на Камчатке. Сейчас живет в Москве, но интересуется не жизнью на Рублевке, а тем, что творят обдолбанные пацаны в Серпухове. А еще больше интересуется исламом.
«Кислород» выражает эту на первый взгляд причудливую связь социально-политической тематики, религии, секса и наркотиков.
В основе фильма – не очень удивительная история о Саньке, который открывает, что его жена некислородная. Он влюбляется в рыжую кислородную девчонку Сашу, а жену убивает лопатой и хоронит в огороде.
«Диджеи» фильма – польская интеллигентная девушка и простой русский парень – разворачивают свои размышления о жизни Санька, сопоставляя ее с библейскими заповедями. Так заповедь НЕ УБИЙ оправдывается любовью и кислородом. «Если человечеству сказали НЕ УБИЙ, но кислорода вдоволь не предоставили, то рано или поздно найдется Санек который, чтобы жить и танцевать, возьмет кислородную лопату и убьет некислородную жену и будет дышать полными легкими. Потому что когда говорили НЕ УБЕЙ, у него плейер был в ушах и танцоры увлекали его в другую страну, где только танцы и кислород». И кто скажется ему безумный? Не подлежит ли такой геенне огненной? Ведь все мы рождены дышать и кислород – нечто естественное.
Далее «разбирается» заповедь НЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВУЙ. А потом оправдывается ее неисполнение. Наш Саша из маленького провинциального городка увидел Сашу из большого города, курящую траву с друзьями, и загорелся любовью к ней, и сердце его стало подобно большой двуспальной кровати. Саша была вся сплошной кислород – легкое платье из льна, сумка, обшитая стеклом, сандалии на веревочке и дорогие очки. Саша пахла дорогими духами, детским мылом и шампунем из крапивы. В результате встречи со всем этим у провинциального Сани после кислородного голодания началось кислородное отравление. Повествующий об этой истории диджей время от времени повторяет библейскую заповедь о грехе прелюбодения. и о том, что лучше вырвать соблазняющий глаз и отсечь искушающую руку. Но Санек убивает не похоть в себе, а надоевшую жену, при этом лишая ее глаза и руки.
Грешат наши влюбленные герои и против заповеди: НЕ КЛЯНИСЬ. Будь честен – да значит да, а нет значит нет. Девушка Саша не клялась Иерусалимом, в котором люди взрываются как арбузы, но уверенно клялась небом и землей, когда изменяла мужу с Сашей, а также божилась, что не будет больше кушать великорусский продукт — водку с пельменями, в которых нет кислорода, а лишь тошнота.
Заповедь «Не судите и не судимы будете» также толкуется на новый лад — забудьте о тех, кто вас убивал, и кого вы убивали. Не судить означает не помнить и не смотреть. Амнезия – ваше спасение. По совету диджеев, если спросят о сути, надо отвечать: «Не понимаю, о чем вы спрашиваете».
В библейских цитатах еще есть знакомый смысл, но он смешивается с несовместимым. Когда говорят, что в субботе есть смысл в сочетании с четвергом, то речь не о том, что Бог живет вместе с нами всю неделю. На самом деле все наоборот – мы живем неделю без Бога, а в субботу Он отдыхает, мы тоже – без Него.
Вроде не отрицается и совет Христа собирать сокровище на небе. Люди должны жить для «главного». Но смысл главного меняется произвольно. Из-за главного отдают последние гроши нищему или пропивают деньги, отложенные на велосипед сыну. Но ответить на вопрос, что же главное, ведущие не могут, боясь сморозить пошлость. Тихо вспоминают про «совесть», но это вскользь.
Апогей абсурда в толковании проповеди Христа достигается в утверждении «я плод небесного дерева». Судить о дереве можно по его плодам. Если люди убивают друг друга, наркоманят и любодействуют, то не отвечает ли за это их Творец? Ведь Бог создал меня таким, я ничего не делаю плохого, лишь дышу «кислородом».
Примечательно, что в фильме цитируются не десять заповедей в классической моисеевой формулировке, но в Христовой интерпретации. Как известно, Христос в Нагорной проповеди продемонстрировал невыполнимость ветхозаветных правил, их невозможную сложность. Но Он также объяснил их суть – отношения любви Бога и человека, а также воплотил эту любовь в Себе, Своей жизни и смерти.
«Кислород» также говорит о заповедях и любви, но говорит так, что заповеди оказываются абсурдными, а любовь безумной. Только безумной любовью можно оправдать безумную ненависть – это не только о Саньке и убитой жене, но и об исламе и башнях-близнецах. Лопата легко превращается в меч Аллаха против неверных и неугодных.
Фильм предлагает задуматься о том, что происходит с молодым поколением. Беда не в траве или водке, не в игле и лопате, а в том, что утрачен смысл любви. Утрачен и в Серпухове, и в Москве. Конечно. правильные, хорошие люди не смотрят «Кислород». Их не волнует то, что происходит в Серпухове. У них, возможно, нет ненависти, но любви нет точно.
Наши же герои уже выпали из общества. Потеряли себя, поэтому больше терять нечего. Ищут любви, но впадают в безумие. И это не только о них, но и о всем нашем обществе, в котором такое возможно.
Голый Санек умирает посредине конопляного поля, а девчонка Саша – от наркотиков. Или же их убивают милиционеры при попытке к бегству. Не так важно. Кислород заканчивается так или иначе.
Скажу больше: в мире, где Нагорную проповедь читают лишь для стёба, кислород УЖЕ закончился.