Online

От Лютера до Рябошапки

От Лютера до Рябошапки

0
Если о протестантизме
судить по Максу Веберу, то украинских протестантов можно не узнать. Никакого
духа капитализма они не нюхали. Никаким расколдовыванием мира не занимались. Да
и Кальвина толком не читали. Несомненно, они усвоили базовые истины Реформации,
но скорее интуитивным, чем книжным образом.
Хотя книги свою роль
сыграли. Как и связь с европейскими протестантами. Лучше всего это влияние
видно в истории Ивана Рабошапки – «апостола баптизма в Украине».
Лютеране-колонисты рассказали крестьянину из Любомирки о важности Писания и
личных отношений с Богом. В той же колонии Рябошапка приобрел два Новых завета
– себе и своему другу. Выучился читать и начал посещать библейские занятия
колонистов – так называемые «бибельштунден». В 1870 году он принял «крещение по
вере» от Ефима Цымбала, ранее крещенного немецким баптистским проповедником. А
затем стал крестить других украинцев и разъезжать с «благовестием».
Рябошапка был участником
многих знаменательных событий. Одно из них было в колонии Рюкенау в 1882 году –
совместный съезд немецких и украинских баптистов. Другое в 1884 в Петербурге,
где он представлял южнорусских баптистов на съезде евангельского движения и
едва не остался вне дверей в своем крестьянском наряде. 
Пресвитер-крестьянин
выделялся и на фоне евангельской аристократии, и на фоне православного
священства. Вместе с несколькими проповедниками Рябошапка составил «исповедание
веры» (1880), которое вмещает и православие, и баптизм. Один пункт гласит:

“Мы признаём, что всё сказанное в Символе православной Церкви есть верно и со
всем соглашаемся, потому что там всё согласно с Священным Писанием”. Другой
пункт уточнял: “А все, чего нет  написанного в Св.Писании, мы не
признаём”.
Исповедуя
крещение по вере, Рябошапка больше говорит не о нем самом, но о последующей
жизни в общине. “Принятие новых членов совершается по большинству голосов, если
община увидит в желающем присоединиться новом члене новую жизнь и живую веру во
Христа. Вступающий в общину новый член обещает взять на себя все подвиги,
указанные в Св. Писании (1 Петра. 4,18.)”.
Катехизис напоминал и о дисциплине – об исключении и
возможном восстановлении
. “Новую жизнь и новую веру” нужно было не
только однажды явить, но и постоянно хранить и возгревать – несмотря на
гонения. Штундо-баптисты стали известны не только своей сектантской “ересью”,
но также трудолюбием, трезвенностью, крепкими и большими семьями,
взаимопомощью, библейской грамотностью.
Церковь в Любомирке собиралась
в сарае, хотя насчитывала до трехсот членов. Примечательно, что этот сарай был
построен при финансовом участии известного аристократа и евангельского
христианина полковника Пашкова, который ранее принимал Рябошапку в Петербурге.

0
0
1
436
2489
ASR
20
5
2920
14.0

Normal
0

false
false
false

EN-US
JA
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Table Normal»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:12.0pt;
font-family:Cambria;
mso-ascii-font-family:Cambria;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Cambria;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

Незаметное село
Таврической губернии стало очагом мощного евангельского движения. Лютеране
разбудили православных. Дело виттенбергского профессора продолжил украинский
крестьянин.

Leave a Reply