Online

Вглубь и вширь. Евангельское христианство в Духе Пятидесятницы

Вглубь и вширь. Евангельское христианство в Духе Пятидесятницы

Современный протестантизм движется
одновременно как минимум в двух измерениях – вглубь и вширь. Вглубь – к началам своей
истории, но также к ее полноте; ведь чтобы добраться до начала истории, нужно
пройти ее всю обратно. Вширь – к восприятию современной реальности во всей ее
сложной пестроте, к полифонии голосов и непосредственности мира.
И здесь мы должны вспомнить одно важное событие,
уже имевшее место в истории христианства, ставшее началом церкви и ее активной
миссии. Речь идет о Пятидесятнице. Тогда все впервые увидели сильное действие
Духа, адресованное другим языкам и народам. Тогда все и началось. Потом
забылось. Сегодня возобновляется.
Примечательно, как Марк Нолл, известный
историк церкви и миссии, описывает образ современного протестантизма: «Есть
англикане, есть баптисты, есть пресвитериане, и есть много независимых церквей,
но почти все они пятидесятники — в широком смысле».
Протестантам – и не только – предстоит
стать пятидесятниками «в широком смысле». Что это значит? Марк Нолл задает три
вопросы, связанных с этим «широким смыслом»: несколько мир духов близок к миру
повседневности; является ли спасение делом сугубо индивидуальным, или также
групповым и даже национальным; как мы читаем Библию и выделяем в ней главное?
В то время как большинство протестантов на
Западе продолжают понимать христианство как определенное систематическое
знание, основанное на методическом изучении Библии и подкрепленное церковным
авторитетом, остальной мир живет и верит так, будто книга Деяний Апостолов
описывает их повседневную реальность. Они читают Библию буквально и верят
всему. Они разрушают идолов и изгоняют демонов. Они не замыкаются в индивидуальной
духовности, но обращаются к Богу целыми этническими и социальными группами. Они
не пропускают в Библии «странные» истории о чудесном и сверхъестественном, зато
не придают значения многим богословским документам исторической церкви.
Дух Пятидесятницы объединяет всех тех, кто
ищет не только знания, но и Божественной силы, как предсказал Сам Иисус: «Но вы
примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями» (Деян.
1:8).
Тогда «все были единодушно вместе».
Говорили на разных языках, но об одном и том же —  «о великих делах Божиих». Почили разделяющие
огненные языки на каждом, но все это было «с неба».
Долгое время протестанты учили, что все
эти чудеса были ограничены той эпохой и теперь не должны иметь места. Но
сегодня такой уверенности больше нет. Есть уверенность в другом – что без
единства и силы Пятидесятницы протестантизм теряет и Божественную глубину, и
универсальную широту; теряет все то важнейшее, что было до всех соборов и
богословий, что было и есть настоящим основанием церкви, ее истории, ее
единства в многообразии.

0
0
1
460
2625
ASR
21
6
3079
14.0

Normal
0

false
false
false

EN-US
JA
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Table Normal»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:12.0pt;
font-family:Cambria;
mso-ascii-font-family:Cambria;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Cambria;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

Сегодня протестантские богословы говорят о
церкви тише и скромнее. Но в чем они согласны между собой и с богословами
православными, так это именно в том, что настоящая церковь – не наша только и
не их, не тогда только и не сейчас, но «Церковь Духа Святого». А значит мы все –
пятидесятники.