Все христиане помнят о Великом поручении, завещанном им Самим Иисусом. Но не так часто мы задумываемся о смыслах этих слов: «идите, научите все народы…” (Матф. 24:19).
Почему здесь говорится не об отдельных душах, а о целых народах? Почему здесь говорится не о спасении, а о научении?
Я не буду вдаваться в детали, скажу коротко: Бог отправляет нас в массы, чтобы мы проповедовали не только спасение, но и господство Христа; не только вырывали из лап сатаны отдельных людей, но делали видимым Царство Его.
Царство – это ключевое слово для проповеди Христа. Мы о нем забыли. Против Царства не поспоришь, здесь воюют или поклоняются. Лишь когда мы понимаем этот масштаб (“все народы”, “до края земли”), силу и величие Царства Божьего здесь и сейчас, вокруг нас, в этой неоднозначной реальности, мы можем поклоняться и прославлять Бога.
Охват “все народы” – это масштаб Царства. И слова, которые говорят о Царстве – это слова поклонения и прославления. Иными словами, если мы хотим научить и крестить народы, покоряя их Царству, меняя их историю, нам нужно мыслить категориями Царства и говорить о Боге как о Царе (а не только Друге, Отце, Спасителе). Христос – Пантократор. Он не только Глава Церкви, но Царь царей и Господь господствующих.
И когда мы понимаем Его как Царя и служим Его Царству, то языком нашей проповеди миру становится язык прославления. Не угроз, не осуждения, не превозношения, но смирения, поклонения, славословия.
«Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте, ибо Бог – Царь всей земли; пойте все разумно. Бог воцарился над народами» Пс. 46:7-9.
Петь Богу – лучший способ говорить о Нем миру. В этом смысле нам не нужно специально что-то придумывать для мира, искать способы угодить ему, понравиться людям, завоевать их зрительские симпатии, заманить людей в церкви. Нам нужно быть собой — перед Богом. И когда мы станем собой, станем настоящими учениками, мы сможем тем самым стать учителями и научить народы. Бог не ищет учителей, Он ищет учеников. Он призывает учеников и уже потом дает им поручение «научить народы».
Он ищет поклонников, которые поклонялись бы Ему в духе и истине (Иоан. 4:23), и тем самым делали бы Его имя высоким и превознесенным среди народов. Наша миссия не сводится к партизанской проповеди Христа для избранных людей, у нас есть царское поручение провозгласить Его власть над всеми народами. Вслед за псалмопевцем мы должны сказать им: «Благословите, народы, Бога нашего и провозгласите хвалу Ему» (Псалом 65:8).
Бог имеет дело с народами так же, как и с отдельными людьми. «И будет Он судить народы, и обличит многие племена» (Ис. 2:4), предупреждает пророк Исаия. Поэтому народы должны получить свидетельство, обрести свой шанс. «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец” Матф. 24:14.
Что значит “Евангелие Царствия”? Я сомневаюсь, что это наши богословские библиотеки или сумма наших церковных проповедей. Это простая весть, похожая на песню. Это радостная новость о воцарении настоящего Царя. Это грозное напоминание о тех, кто кланяется царькам и божкам.
Я думаю, что “Евангелие Царства” гораздо легче выразить в нашем прославлении, чем в нашем поучении. Давайте подумаем, как должно выглядеть наше прославление, чтобы оно выражало простоту и полноту “Евангелия Царства”, чтобы люди встретили живого Царя и поклонились Ему.