Online

До сих пор еще в начале

Удивительно, но при тысячелетней истории наше христианство все еще «только начинается». Я раньше воспринимал с оптимизмом эту знаменитую фразу о. Александра Меня. А сейчас думаю, не диагноз ли это. Ничему не учимся, историю не понимаем, не живем в ней, а существуем в топтании на месте, в блуждании по кругу старых и не решаемых проблем. «Видно бес нас водит и кружит по сторонам». О чем это Пушкин — не о России ли? Той России, которая все не может определиться не только между Европой и Азией, но, что гораздо важнее, между христианством и язычеством, византизмом и живой евангельской верой, рабством и ответственной свободой.
Сегодня трубят о возрождении верноподданных государству церквей – и православных, и евангельских христиан. А народ обходит стороной эти церкви. Новый патриарх клянется защищать «внешние канонические границы», но соседи-славяне не очень этому рады, Москва для них чужая столица, а Русская православная церковь – пережиток российской империи. Кричат о России для русских, а самих русских становится все меньше. Нет, никто не нападает на нас, не на войне погибают наши ребята. Сами себя убивают наркотиками и алкоголем, не забывая при этом бить себя в грудь от национальной гордости. Правдивые слова о реальном положении дел в церкви и обществе сказал в 1974 г. Е.В. Барабанов, к сожалению, мало кому известный автор: «Несмотря на эту явную, не оставляющую никаких сомнений покорность Церкви государству, даже люди, далекие от христианства, ждут от нее какого-то общего обновления. Они хотят видеть в русской Церкви ту действенную силу, которая способна противопоставить лживой идеологической казенщине подлинные духовные ценности, утвердить нравственные принципы, напоить «водой живой». Люди, близко знающие церковную жизнь, обычно смотрят менее оптимистически. Они изнутри пережили все те страшные недуги и тупики современной церковной действительности и потому полагают, что Церковь только тогда сможет воздействовать на наше общество, когда оно само, став достаточно свободным и демократичным, освободит и Церковь от наложенных на нее государственно-политических пут. Не будем пока обсуждать, какая из этих точек зрения более соответствует реальности. Несомненно, правы те, кто видят в христианстве утверждение безусловной правды о человеке и человеческом обществе. Только на основании этой высшей правды и возможно отстаивать исключительную ценность человека, ценность его жизни и его творчества. Только в христианстве — глубочайший смысл общественной жизни, культуры и хозяйства» (Е.В. Барабанов. Раскол Церкви и мира // Из-под глыб. – М., 1974). Статья вышла в сборнике «Из-под глыб», который собрал А.И. Солженицын, и оказалась пророческой. Но что изменилось с тех пор? Услышан ли автор, восприняты ли его идеи? Ведь на казенном христианстве не построишь «единую» и «справедливую» Россию. А живая вера и ныне не в почете. Вот и выходит, что мы все еще в начале своей христианской истории.