Online

Почему Ездру называли вторым Моисеем?

Почему Ездру называли вторым Моисеем?

0

Христиане знают
Ездру как автора одной, далеко не главной библейской книги. Но в иудейской
традиции он занимает важное место, настолько важное, что его называли вторым
Моисеем. Я уверен, что он заслуживает большего внимания и сегодня, когда людям
веры угрожает утрата идентичности, когда нужно восстановить надежные основания,
на которых можно строить храм и общество, общину и страну.
В то время как
Зоровавель строил храм, Ездра «строил» народ. Каждый из них совершал свой труд.
Второй храм называли «храмом Зоровавеля». А Ездру – «вторым Моисеем».
Как мы помним,
Моисей вывел Израиль из Египта и дал ему закон Божий. Подобным образом Ездра вывел
народ из Вавилона, восстановил закон Божий в заброшенном Иерусалиме, обратил
народ к вере. Он же заботился о хранении священных писаний, и тем самым сыграл
особую роль в формировании библейского канона.
Согласно
одноименной книге, «Он был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал
Господь, Бог Израилев. И дал ему царь все по желанию его, так как рука Господа
Бога его была над ним» (Ездра 7:6).
Здесь есть прямая
ссылка на первого Моисея. Ездра прекрасно знал закон Моисея и продолжал дело
Моисея – учил народ вере, учил быть народом особенным, избранным. Но здесь же
мы встречаем отличие. Если фараон противился исходу, то царь Артаксеркс сам «дал
все» и отправил пленников назад в Иерусалим.
В своем царском
письме «Артаксеркс, царь царей» обращается к Ездре как «священнику, учителю
закона Бога небесного совершенному» и отправляет его во второй исход: «От меня
дано повеление, чтобы в царстве моем всякий из народа Израилева и из
священников его и левитов, желающий идти в Иерусалим, шел с тобою» (Ездра
7:12,13).
В истории Ездры
нет споров с царем и нет десяти казней. Напротив, есть всякое содействие со
стороны имперской власти «царя царей»: «Ты же, Ездра, по премудрости Бога
твоего, которая в руке твоей, поставь правителей и судей, чтоб они судили весь
народ за рекою — всех знающих законы Бога твоего, а кто не знает, тех учите» (Ездра
7:25).
Очевидно, царь
понял, что основная угроза исходит не от тех, кто чтит единого Бога, но от тех,
то не чтит ни Бога, ни царя. И он понял особую роль Ездры – учить тех, кто не
знает Бога, а потом не знает и закон.
Без Ездры не было
бы возрождения. Даже если бы и построили второй храм, то без второго Моисея,
без закона и веры, храм был бы пустым.
Сегодня все мы мечтаем
о восстановлении храма. Мы мечтаем о том, чтобы слава Божия наполнила храм и
всю землю. Но не должны ли мы сначала восстановить закон Божий и наше
послушание ему? Об этом напоминал Ездра. Об этом говорил Христос. Нас не спасет
новый исход. Нас не изменит новый храм. Мы не можем войти в землю обетованную с
нашими старыми привычками. Мы не можем войти в храм с ожесточенными сердцами.
Нам нужны
Зоровавели – чтобы строить. И нам нужны Ездры – чтобы учить. У нас есть
строители, хотя хороших совсем немного. Но у нас почти нет книжников! Каждый
маленький «ездра» — на вес золота.
До того, как
будет построен храм, мы должны покориться Богу и Его закону, обновить свою веру
и верность. Иначе нет смысла строить храм и восстанавливать столицу. Иначе нет
смысла даже выходить из Вавилона.
Без Бога, без Его
присутствия, без Его Славы, Иерусалим – никак не лучше Вавилона, а наш храм –
не лучше их храмов. Тогда наш народ ничуть не отличается от прочих, даже
превосходит в непокорности, упрямстве, идолопоклонстве.
Верно сказал
первый Моисей: «Если Ты не пойдешь с нами, то и не выводи нас отсюда» (Книга
Исход 33:15).
Служение Моисея
продолжается – через Ездру и его потомков. Мы должны слышать их слова, Божье
слово в их словах.   

Leave a Reply