Online

Религиозная свобода всегда в опасности

Религиозная свобода всегда в опасности


5-6 августа в Киеве прошла международная конференция на тему «Свобода религии и демократия: старые и новые вызовы». В конференц-зале Национальной академии наук Украины собрались ученые, эксперты, журналисты, политики, представители церквей и религиозных организаций. Невиданная жара не помешала работе, в насыщенной программе приняли участие докладчики из США, России, Германии, Австрии, Словакии, Франции, Норвегии, Армении, Казахстана и Белоруссии.
В то время как научные конференции проходят в полупустых залах, данная международная встреча привлекла повышенное внимание. Помимо прочих причин этого стоит назвать хотя бы одну: свобода совести – тонкое мерило демократии, начало всех других свобод, тревога за судьбу которых в постсоветском мире усиливается не по дням, а по часам.
Конечно же, специалисты обсуждали мониторинговые данные и аналитические выводы по состоянию религиозной свободы, но при этом чувствовались душой и даже кожей другие измерения свободы – социальное, экзистенциальное, богословское.
Динамику дискуссиям придали доклады, посвященные конфессиональным подходам к пониманию религиозной свободы и демократии. Типология католического, православного и протестантского «богословия свободы» показала реальное разнообразие традиций и при этом очевидное единство в многообразии, основанное на презумпциях личностной свободы в отношении к Богу, выбора веры или неверия, суверенности внутренней территории личности, духовной автономии перед социальными институтами.
Известно, что христианство имеет богатый опыт жизни и выживания при самых различных политических режимах и общественных формациях, но наиболее близким его ценностям оказывается демократический способ организации социальной жизни. Поэтому судьба демократии в постсоветских странах становится самой насущной темой для социально-богословских дискуссий внутри христианских церквей.
Представители религиозных сообществ констатировали, что доминирующей тенденцией всего постсоветского пространства стала целевая поддержка государством избранных конфессий, лояльных политической власти, и при этом сужение прав меньшинств. Такая политика не учитывает реального плюрализма и провоцирует обострение межконфессиональных отношений. Это справедливо для Казахстана, где государственные преференции православному христианству и суннитскому исламу, может, и выглядят оправданными, но тем более справедливо для Украины с ее традиционным христианским разнообразием.
Опасение вызывают попытки законодательно закрепить неравенство конфессий и ограничить религиозную свободу, но не меньшую тревогу вызывает очевидное расхождение между демократическим фасадами и законодательными нормами постсоветских стран, с одной стороны, и реальной правовой практикой, избирательным правоприменением, государственным и общественным давлением на конституционные свободы, с другой стороны.
Несмотря на демократические законы, принятые после распада СССР и защищающие религиозные свободы в Украине, России и других постсоветских странах, общественная ситуация и структура религиозной жизни сегодня уже не отвечают прежним декларациями и зафиксированным нормам, что вызывает соблазн для «титульных» религий перекроить законы под себя и законодательно оформить их политическое и культурное доминирование (такие пожелания звучали и на конференции).
Религиозная свобода всегда в опасности. Ее мониторинг и защита – ответственность не только религиозных лидеров и религиоведов, но всего общества, если оно не хочет распрощаться с завоеванными свободами по очереди, начиная с такой «далекой и не важной», как свобода совести, т.е. собственный внутренний суверенитет, и заканчивая более любимыми свободами экономическими и политическими.