В бывшем СССР существует множество программ по подготовке лидеров. Однако мало кто решается анализировать их эффективность. В этом смысле приятным исключением является доклад «Программа «Школа без стен». Оценка эффективности» (School Without Walls Program Impact, April 27, 2018). Этот доклад подготовлен независимым экспертом Скотом Фридрихом (Scott Friderich, Clarity Research, http://www.clarity-research.net) специально для Mission Eurasia.
Данный документ уникален, потому что он создает прецедент. Теперь столь масштабная оценка эффективности наших программ по подготовке лидеров должна проводиться регулярно.
Программа «Школа без стен» – это инициатива Mission Eurasia, ранее известной как Ассоциация «Духовное возрождение». Данная инициатива возникла еще в 2004 как ответ на нужду церквей и миссий в новых лидерах. «Школа без стен» – это неформальный подход к обучению лидеров для новых миссионерских инициатив.
Она предлагает не столько знания, сколько актуальные модели служений в самых разных сферах. На сегодняшний день программа «Школа без стен» действует в 14 странах и охватывает тысячи студентов и выпускников.
Очень важно, что миссия решилась на независимую оценку по собственной инициативе. Безусловно, это не первый анализ наших программ, но впервые этот анализ носит настолько целостный и глубокий характер. Это значит, что в миссионерской среде возникает спрос на качественные исследования программ и объективные оценки их эффективности.
Данные названного отчета могут быть интересны не только лидерам «Школы без стен» и Mission Eurasia, не только их партнерам и спонсорам, не только студентам и выпускникам «Школы». Уверены, что эта информация заинтересует гораздо более широкий круг пользователей – церковных служителей, преподавателей, миссионеров и даже рядовых членов церкви.
Метод и охват исследования
Исследование проводилось методом опроса и охватывало шесть стран и регионов Евразии: Россию, Молдову, Беларусь, Украину, Закавказье, Среднюю Азию. Выборка включала анкеты 304 выпускников и 419 студентов программы «Школа без стен».
Поставленные вопросы были связаны с измерением эффективности в четырех сферах: (1) социальное влияние; (2) лидерство; (3) евангелизм и ученичество; (4) духовное формирование. Фиксировались изменения в знаниях, отношении, способностях и поведении.
Первое впечатление: последовательный общий рост
Первое и общее впечатление от результатов опроса – вполне позитивное. Нет перекосов, есть стабильный рост почти по всем основным показателям.
Вот некоторые результаты, которые позволяют сделать позитивный вывод об эффективности «Школы без стен».
Во-первых, половина выпускников стали лидерами команд, в то время как среди студентов лидерами была лишь третья часть.
Во-вторых, 72 % выпускников участвуют в наставничестве, в то время как среди студентов таковых было 61 %.
В-третьих, число выпускников, еженедельно занятых в социальном служении, на 10 % выше, чем среди студентов.
«Школа без стен» – это программа, которая была разработана для активизации миссионерского и лидерского потенциала молодых поколений в их служении церкви и обществу. Поэтому очевидно, что названные выше показатели демонстрируют успех программы.
Под влиянием «Школы без стен» создаются новые команды, формируются новые отношения наставничества, развиваются новые служения за пределами церковных стен.
Динамика в деталях и противоречиях
Выше мы назвали некоторые общие тенденции. Но если посмотреть на «Школу без стен» более пристально, можно увидеть любопытные противоречия и региональные отличия.
Во-первых, большинство украинских выпускников научились наставлять друг друга (79 %), но духовное формирование среди них не настолько популярно.
Во-вторых, в России евангелизационная активность не снижается (43 % опрошенных выпускников делятся своей верой, среди студентов – 38 %), но влиять на общество решаются меньше (40 % выпускников против 43 % студентов).
В-третьих, в Закавказье активно служат обществу, но после учебы активность снижается (57 % выпускников и 65 % студентов участвуют в еженедельном служении).
В-четвертых, самые высокие показатели в евангелизме и ученичестве отмечены среди выпускников Средней Азии, но успехи в духовном формировании впечатляют куда меньше.
В-пятых, Беларусь показывает успехи в лидерстве (около половины выпускников ведут свои команды) и низкую активность в евангелизме (36 % среди студентов и 22 % среди выпускников).
В-шестых, в Молдове хорошо развито наставничество (42 % выпускников), но лишь треть выпускников развивают эти отношения в рамках командной работы и становятся лидерами
собственных команд и служений.
Частично эти противоречия можно объяснить специфическими целями программы. Ведь «Школа без стен» изначально ставила задачу мобилизовать и снарядить к активному лидерству в миссии «по ту сторону церковных стен», в рамках своих программ всегда поощряла местное творчество и старалась избегать общих схем. Поэтому многие студенты и выпускники действуют по принципу «война план покажет». Другими словами, они начинают делать то, что умеют и как умеют, упуская из виду другие направления и задачи.
И все же не все различия можно объяснить вышеназванными факторами. Для того чтобы полностью осмыслить региональные различия, нам придется «подкрутить резкость», присмотреться к деталям. Эти детали нуждаются в дополнительной настройке, чтобы при всех нужных акцентах и столь необходимой концентрации на местных потребностях программа культивировала целостное развитие лидеров и целостное понимание миссии.
В частности, нужно показать:
– как духовное формирование связано с долгосрочным успехом всех других «активностей»;
– как евангелизм связан с более масштабным видением миссии церкви в обществе;
– как христианское лидерство оживляется практическим благовестием и состраданием;
– как «первая любовь» и энтузиазм студентов развиваются в целостное служение выпускников.
Творческие противоречия
Ряд противоречий могут и должны сохраняться, поскольку предусматривают динамику и стимулируют дальнейший рост программы и ее участников. Одно из таких противоречий мы уже упоминали – это противоречие между личной духовностью и внешней активностью.
Поскольку программа «Школа без стен» всегда делала упор на активизацию молодых людей, духовное развитие несколько отставало. Предполагалось, что духовное развитие – это прежде всего ответственность церкви, а также процесс, который будет продолжаться всю жизнь. И это отчасти верно. Вряд ли возможно духовно сформировать лидера за два года учебы. В то же время очевидно, что базовые истины и принципы духовного формирования должны быть заложены с первых дней учебы. Даже если учеба нацелена исключительно на миссионерскую практику. Один из возможных механизмов – ученика постоянно должен сопровождать личный наставник. Такой наставник должен пребывать с учеником от первых дней учебы и до последних дней практики.
С этим связаны и другие творческие противоречия. Например, студенты показывают более высокую активность, зато выпускники проявляют больше зрелости и выдержки. Для студентов характерен поиск себя и своего места в Божьем замысле. Поэтому во время учебы они более отзывчивы, активнее задают вопросы и выполняют задания. А выпускники преимущественно стремятся адаптироваться к реалиям служения, к трудностям настоящей жизни. В отличие от студентов, выпускники менее самоуверенны и более посвящены, последовательны, верны.
Интересное противоречие отмечено в тех регионах, где религиозная свобода ограничена, а миссионерская деятельность наказуема. Здесь мы встречаем и гонения, и высокую миссионерскую активность. Как оказывается, гонения со стороны государства и враждебность со стороны общества не парализуют церковь и ее миссию. Они дают импульс к появлению особых, творческих и гибких подходов к проповеди Евангелия.
Интересные факты
Исследование открывает для нас ряд интереснейших фактов. Назовем наиболее важные из них.
Первое. Средний возраст обращения к Богу среди опрошенных студентов и выпускников «Школы без стен» – 15 лет. Это прямо указывает на целевую группу, с которой можно начинать «Школу». Молодежь раннего возраста (14–15 лет) – это именно та группа, с которой должны работать миссионеры и пасторы общин, пополняя свои команды.
Второе. Выпускники не всегда и не во всем лучше студентов. Например, выпускники показывают рост во всех пяти показателях относительно социального влияния, во всех шести показателях относительно лидерства, в трех из четырех показателей относительно евангелизма. Но в отношении духовного формирования выпускники и студенты показывают схожую регулярность, их уровень примерно одинаков.
Последнее обстоятельство – это большой вызов для программы. Лидеру просто необходим постоянный духовный рост. Поэтому надо отчетливо показать перспективу духовного роста тем, кто уже почувствовал успех в учебе и лидерстве.
Здесь проявляется хорошо знакомая проблема «следующего шага». Студенты и выпускники, начинающие и опытные, молодые и постарше, должны видеть перспективу, постоянно идти вперед, особенно в вопросах личной духовности. Иначе мы рискуем готовить слишком активных и слишком уверенных «лидеров». Они будут постоянно думать о новых достижениях, но забудут о невидимой для других стороне лидерства – о молитве и Писании, Богопознании, смирении, простоте, глубине и верности.
На пути к целостности
Данные исследования «Программа «Школа без стен». Оценка эффективности» свидетельствуют о том, что программа выполняет свою основную цель. Тысячи новых лидеров вливаются в миссионерскую работу, начинают новые инициативы, раскрывают свой лидерский потенциал, расширяют пределы церковного влияния в обществе. При этом имеют место церковные, культурные и региональные акценты в отношении того, как понимать миссию и как развивать программу. Сегодня для «Школы без стен», как и для многих церквей, миссий и лидеров в бывшем СССР, основной задачей становится выравнивание всех показателей эффективности. Пришло время перейти от ярких акцентов к общему балансу, от успеха одиночек к подготовке успешных команд, от развития талантов к формированию характера, от стихийной деятельности к согласованию всех служений в рамках единой и целостной миссии Бога.