Отказавшись следовать своему особому призванию, избранный Божий народ оказался безвольной пешкой в игре языческих империй. Эта игра была чужой и жестокой, в ней у Израиля не было своей роли и даже малейшего шанса на победу.
Простым людям казалось, что можно примкнуть к сильнейшему, укрыться в тени одной из империй. Хотя пророки видели больше – они знали, что все империи падут, что их роль и время ограничены Богом. Но самое главное, они помнили об особой миссии Израиля. Его место – в центре истории, а не в тени империй. В любом другой месте, в любой другой роли он выглядит жалким. Поэтому не так важно сохранить свой город и храм, свободу и жизнь, как сохранить верность своему призванию и Богу, Который возвышает и разрушает царства и народы.
Вавилон и Египет сильны, их цари и боги внушают ужас. Израиль же мал и слаб, но именно его Бог управляет историей. И этот Бог показывает пророку Иеремии, что может случиться даже с великими империями.
Жестокое поражение при Кархемисе потрясло не только Египет, но и весь древний мир. В этой битве Израиль потерял покровителя, а вместе с ним – надежду на выживание в мире империй.
Эта потеря казалась непоправимой. Но пророк так не считал. Самое страшное случилось раньше, когда Израиль потерял живую связь с Богом, встал на путь неверности и противления. Но если вернуться к Богу, то все другие потери становятся поправимыми.
Поэтому в печальном слове «о народах [языческих]» мы слышим также слова надежды для Израиля:
«День сей у Господа Бога Саваофа есть день отмщения, чтобы отмстить врагам Его; и меч будет пожирать, и насытится и упьется кровью их; ибо это Господу Богу Саваофу будет жертвоприношение в земле северной, при реке Евфрате. Пойди в Галаад и возьми бальзама, дева, дочь Египта; напрасно ты будешь умножать врачевства, нет для тебя исцеления. Услышали народы о посрамлении твоем, и вопль твой наполнил землю; ибо сильный столкнулся с сильным, и оба вместе пали… Господь Саваоф, Бог Израилев, говорит: вот, Я посещу Аммона, который в Но, и фараона и Египет, и богов его и царей его, фараона и надеющихся на него; и предам их в руки ищущих души их и в руки Навуходоносора, царя Вавилонского, и в руки рабов его; но после того будет он населен, как в прежние дни, говорит Господь.Ты же не бойся, раб мой Иаков, и не страшись, Израиль: ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны и семя твое из земли плена их; и возвратится Иаков, и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет устрашать его. Не бойся, раб Мой Иаков, говорит Господь: ибо Я с тобою; Я истреблю все народы, к которым Я изгнал тебя, а тебя не истреблю, а только накажу тебя в мере; ненаказанным же не оставлю тебя» (Иер. 46:10-12, 25-28).
Главное, что мы должны услышать – не весть о столкновении и падении сильных империй, но обещание Божьей верности и милости к Его избранным: «Ты же не бойся».
Он накажет, но не истребит. Изгонит, но вернет назад.
На что же мы должны смотреть в те страшные моменты истории, когда рушатся империи и сотрясается земля? Не на союзников и покровителей, не на врагов и обидчиков, но на Господа Бога всей земли, Который управляет историей.
Где цари и боги Египта? Где сильные Вавилона? Стоило ли бояться их? Стоило ли унижаться и просить защиты у тех, кто не могли защитить себя?
Да не убоится людей тот, кто знает живого Бога.
Да обратится к Нему всем сердцем, ибо в тени Божьих крыл безопаснее, чем в тени великих империй.