Online

О, меч Господень, доколе ты не успокоишься?

О, меч Господень, доколе ты не успокоишься?

Изображение: Плач Иеремии. Гравюра Марка Шагала

Обычно мы ждем от Бога незаслуженной милости. При этом врагам желаем «заслуженного наказания». Наблюдая за Божьим судом над другими народами, над обидчиками и соперниками, мы чувствуем удовлетворение.

Это обычная реакция обычных людей. Она определяется тем, что обычные люди мнят себя главными, избранными, фаворитами. Им Бог должен все прощать и все давать, а другим – строго по заслугам. Им хочется быть не просто любимыми наравне с другими, но быть любимчиками, которых выделяют, которые на особом счету.

Израиль был таким. Он забыл о природе и назначении своей избранности, но по привычке продолжал пользоваться статусом. Он многократно нарушил завет с Богом, но все еще претендовал на особые привилегии. К другим народам он испытывал смесь зависти перед их богатым пантеоном и высокоразвитой культурой греха, страха перед их военной силой и пренебрежения к их родословной.

Но пророки показывают собой лучший пример отношения к другим народам, задают своим духовным видением более правильную «международную», «глобальную» перспективу.

Когда пророк Иеремия получает слово Господа о дне, «который придет истребить всех Филистимлян» (Иер. 47:4), то не может сдержать крика:

«Доколе будешь посекать, о, меч Господень! доколе ты не успокоишься? возвратись в ножны твои, перестань и успокойся» (6). 

Пророк устал плакать о своем народе, о грехах и бедах Израиля. Но при этом его сердце не ожесточилось против других народов. Он умоляет Бога смиловаться и остановить поражение Филистимлян.

Я думаю, что Господь ожидал подобного сострадания и заступничества от всего Израиля. Если бы суды Божьи над соседями вызвали сочувствие избранного народа, это стало бы началом духовного обновления и политического примирения.

Но увы, кроме пророка, никто о Филистимлянах не плакал, как и о Египтянах. Каждый думал о себе, каждый жалел себя. И каждый надеялся, что это будет с ними, но не с нами.

Что мы чувствуем, когда меч Господень поражает другие народы?

Осознаем ли, что Господь наблюдает за нашей реакцией?

Молимся ли мы о наказуемых, умоляем ли Господа Бога: «перестань»?

Понимаем ли, что Божьи суды коснутся не только их, но и нас?

Неужели предупреждение о том, что «суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2:13) не заставляет наше сердце испуганно вздрогнуть?