Задача пророка не в том, чтобы называть и порицать грехи
людей или предсказывать их будущее.
Задача пророка открыть людям Бога, Его волю
и Его характер.
Вот почему мы так часто слышим в словах пророков Божье «Я».
Бог напоминает о Себе как Единственном, Первом и Последнем.
И самый большой человеческий грех в том, что мы отказываем
Богу в Его единственности.
Мы делаем себе много богов, да и сами пытаемся ими
стать, присваивая жизнь, мир, историю.
Мы знаем, что мы не боги, хотя упрямо пытаемся играть в
богов, делать богов, управлять богами.
Мы изготовляем себе богов или божков из любого подручного
материала и играем, играем, играем.
Все ненастоящие боги согласны быть в числе многих и «служить»
человеку. И только настоящий Бог говорит о Себе: «Я первый и Я последний, и
кроме Меня нет Бога» (6).
Господь открывается как активный от самого начала — «создавший
тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней» (Ис. 44:2). А также
как «искупивший» (24), спасший нас из нашего безнадежного положения,
приобретший нас для Себя.
Он избирает нас от начала и возвещает нам будущее. Он не
отвергает нас за нашу забывчивость и греховность. Он изливает «воды на жаждущее
и потоки на иссохшее» (3). Тому, кто потерял почти все, Он дает будущность и
надежду: «излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих» (3).
Он хочет, чтобы мы ответили Ему на один простой вопрос: «Есть
ли Бог кроме Меня?» (8).
И Сам отвечает нам: «Нет другой твердыни, никакой не знаю» (8).
Идолопоклонник «гоняется за пылью» (20), за обманом, за миражами
больного воображения или наваждением темных сил.
Но библейский Бог не прячется и не убегает, Он раскрывает
Себя в творении и напоминает о Себе событиями истории. На Него можно
положиться, Ему стоит доверять, Его нельзя не любить.
Но Он противится нашей активности, нашему желанию
управлять всем, в том числе самым святым и таинственным.
Он напоминает нам, что только Он сотворил и
поддерживает этот мир, только Он управляет историей так, что ее ход обращается
вспять, развалины восстанавливаются, а пленные возвращаются.
Он – твердыня, на
которой все стоит.
«Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса
и Своею силою разостлал землю, Который делает ничтожными знамения лжепророков и
обнаруживает безумие волшебников, мудрецов прогоняет назад и знание их делает
глупостью,
Который утверждает слово раба Своего и приводит в
исполнение изречение Своих посланников, Который говорит Иерусалиму: «ты
будешь населен «, и городам Иудиным: «вы будете построены, и
развалины его Я восстановлю «,
Который бездне говорит: «иссохни!» и реки твои
Я иссушу,
Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю
волю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен!» и храму: «ты
будешь основан!» (24-28).
Самый красивый храм, основанный не на Нем, позорно рухнет.
Самый святой город, отвергнувший Его как твердыню,
неизбежно падет.
Самый бедный и слабый, нашедший опору в Нем, не
поколеблется вовек.