Online

Нет пророка в своем отечестве

Нет пророка в своем отечестве

Первая публикация: risu.org.ua

Вокруг Украины вот-вот разразится большая война. Она уже полыхает внутри страны, но может вырваться наружу и охватить соседей. «Котел Евразии» (как выражался Иван Проханов – легендарный предок нынешнего кремлевского идеолога-милитариста Александра Проханова) может вскипеть, а за ним — весь мир.
Удивляет не Кремль, в котором за всю его историю редко можно было встретить вменяемых вождей, не грозивших бы всему миру. Удивляет, даже пугает, страшная податливость обычных россиян государственной пропаганде и ура-настроениям. Народ оказался не готовым к здравомыслию и рассудительности, к сомнению и критике, к вопросам и дискуссиям. Все охотно приняли официальную версию и ничтоже сумняшеся предоставили своему президенту мандат на полную свободу военных действий в отношении вчерашних «братских» народов.
Но даже это можно понять, привлекая аргументы семидесятилетнего советского коллективизма, векового крепостничества, доброго царя, сильной руки, опасностей латинства, мазепинщины и евроантантизма. Народ можно понять – темный. Можно понять и отсутствие институтов гражданского общества: его нет, а то, что было – пузыри и пена «котла Евразии», готовящего совсем другое, острое, огненное.
Нельзя понять иное. Есть же авторитетная Церковь. Почему она молчит? Почему патриарх Кирилл молчит о войне против Украины и при этом упрямо повторяет сакраментальные слова о святости и миролюбии Руси? Почему о грозящей катастрофе молчат протестанты и при этом подобострастно повторяют столь же сакраментальные слова о защите традиционных ценностей великим президентом?
Страх, немота, слепота, невежество и одержимость. Где же пророки? Почему не предвидели эту катастрофу, которая сегодня губит «братскую» Украину, а завтра погубит и Россию? «Кто роет яму, упадет в нее» (Притчи 26:27).
В Кремле – цари и вожди. В Церкви – политики и жрецы. Ни здесь, ни там – ни пророков, ни юродивых. А как хочется услышать здравые мысли, живой голос, слово надежды…
Вчера взял с полки религиозно-общественный журнал «Логос-Диалог» за 1995 год и наткнулся на статью Зои Крахмальниковой «В чем смысл нашей свободы?». Здесь нашел пророческие слова. Жаль, что их не услышали раньше. Жаль, что мы избиваем пророков, затем ставим им памятники, но так и не слышим, не читаем, не понимаем….
Почти двадцать лет назад, в декабре 1994 из-под руки Зои вышли слова, аукнувшиеся сегодня.
«Страшным губителем России становится нацизм, которому помогают пастыри Русской Православной Церкви (Московская патриархия), не отдавая себе отчета в том, что, благословляя «православных нацистов», они вдохновляют их на создание в России фашизма гитлеровского толка».
«Мы окажемся в плену, еще худшем, потому что во вчерашнем плену мы родились, а завтрашний плен станет плодом нашей «великой депрессии», связанной с нашей «великой безответственностью» перед собой, перед Богом, перед нашими детьми. Как же он будет называться, новый тоталитаризм, управляемый «сильной рукой»? Великой Русской Державой или «Союзом республик свободных», который уже во второй раз, но «навеки сплотила великая Русь»? Это не столь важно. Важно другое: это будет продолжением войны, — жестокой, беспощадной, вышедшей из-под контроля, как в бывшей Югославии. Это будет вызовом миру ядерной державы, в которой «сильная власть» будет больна безволием, бесчестием, безумием…».
«Когда корабль терпит бедствие, его нужно разгрузить, нужно выбросить вон все, без чего, казалось бы, дальнейшее существование невозможно, положившись только на Бога (Деян. 27:23)… Придется безжалостно выбрасывать за борт и «спасательные компромиссы», и убеждения, что политика не может быть «чистым», а только «грязным» делом, что этика и политика несовместимы и что «ради пользы дела» можно зарезать кого угодно и не защитить слабого»
«Вчера в России был мир. Такой мир бывает в ожидании войны…. Мы наращиваем арсеналы оружия, мы забиваем оружием трюмы нашего корабля, в нем вот-вот откроются неисцелимые пробоины. И тогда начнется Югославия…»