Online

Идеи, структуры, движение:  евангельские церкви, миссии и школы в поисках динамики

Идеи, структуры, движение: евангельские церкви, миссии и школы в поисках динамики

Идеи и структуры

Уже в конце советского периода, когда наметилось реальное расширение религиозной свободы, евангельские церкви стали обрастать собственной миссионерской и образовательной инфраструктурой. Начали сбываться давние мечты о свободе проповеди Евангелия и собственных богословских школах.
В 1989 году в Украине была создана первая национальная миссия – «Свет Евангелия», опиравшаяся изначально и исключительно на местные ресурсы (пожертвования верующих) и направленная на освоение новых миссионерских полей – Поволжья, Сибири, Дальнего Востока. Центральный офис миссии находился в Ровно, а отделения в Макеевке, Якутске, Казани. Помимо основания новых церквей, гуманитарных, издательских и просветительских проектов, миссия инициировала создание собственной миссионерской школы – Донецкого библейского колледжа, несколько позже названного Донецким христианским университетом. В конце 90-х годов миссия «Свет Евангелия» была преобразована в ассоциацию, на сегодняшний момент ее проекты и служения разрослись и стали полностью самостоятельными.
Годы активной миссии, миссионерского бума, стали временем максимального спроса на образование – богословское и миссионерское. Одна за другой возникали школы – стихийно, без продуманных планов и координации между собой.
В 1989 году в Одессе была открыта первая учебная программа, с которой берет свое начало Одесская богословская семинария. В 1990 году открывается институт “Логос”, ставший затем Санкт-Петербургским христианским университетом. В следующие два годы возникли Донецкий и Киевский христианский университеты. В 1993 году открылась Московская богословская семинария.
В 1993 году было инициировано создание ассоциации евангельских учебных заведений бывшего СССР, и в 1997, после консультаций и переговоров, появилась Евро-Азиатская аккредитационная ассоциация евангельских школ (ЕААА), объединившая на тот момент 37 организаций. На сегодня в ЕААА входят 55 учебных заведений различных евангельских церквей (24 школы ЕХБ, 21 – ХВЕ, 10 школ – иных евангельских деноминаций).
ЕААА смогла помочь новообразованным школам в доступе к ресурсам и партнерствам, а также в адаптации к единым образовательным стандартам. Лишь вместе христианские школы смогли сделать то, что ни одна из них не могла себе позволить, — издательскую серию богословских учебников, выпуск академического журнала «Богословские размышления», программы повышения квалификации для преподавателей и руководителей школ, интеграцию в международные структуры, поддержку финансовых заявок на гранты, консультативную помощь школам в кризисных ситуациях, аккредитационные визиты комиссий и независимых экспертов.
После 2011 года ЕААА изменила структуру своего управления, исполнительная дирекция работает в коллективном формате. Создан исследовательский центр, отдел развития образования и отдел аккредитации, каждый из которых получил своего руководителя. Вопросы аккредитации и общих академических стандартов теряют свою актуальность – упрощенные требования явно недостаточны для развития школ, а повышение стандартов окажется тяжелым бременем для слабых школ. Большинство учебных заведений не может себе позволить содержать хороший штат преподавателей и привлечь «качественных» студентов, поэтому требования аккредитационных комиссий сознательно занижаются. В этих условиях основной задачей для ЕААА становится координация исследовательских проектов и партнерств между школами, способствующих развитию их кадрового и научно-богословского потенциала.
Важным направлением работы ЕААА и других структур, объединяющих учебные заведения и христианские организации, станет посредничество между миссиями, школами и церквами, создание эффективного взаимодействия, результатом которого будет не только образование, но и преобразование; не только знания, но и лидеры, подготовленные и посвященные служению в церкви и обществе.
В то время как большинство миссий предпочитает более традиционный, «евангелизационный» формат работы (среди наиболее известных и успешных – Христианский центр «Возрождение» (отделение BGEA), «Свет на Востоке» (старейшая немецкая миссия для славян), Славянское евангельское общество (крупнейшая миссия, ориентированная на работу только с традиционными баптистскими союзами), Библейская миссия, Библейская лига, «От сердца к сердцу» и др.), возникает новый спрос на интегративные подходы к миссии, в которых важное место займут вопросы образования, культуры, мировоззрения, социальной ответственности, профессионального призвания. Подобные модели представлены в служении Содружества студентов-христиан (ССХ, евразийское отделение IFES), Ассоциации «Духовное возрождение» (Russian Ministries), Альянса профессиональных христианских организаций, Христианского научно-апологетического центра, Научно-библейского центра «Апологет», христианского центра РЕАЛИС и др.
Основной проблемой большинства христианских миссий и школ можно считать узкое понимание миссионерского призвание и христианского образования исходя из церковно-конфессиональных интересов. Церковь готова поддерживать школу либо миссию лишь тогда, когда считает ее своей, обладает правом собственности и не делит это право с другими. Большинство межцерковных проектов развивается слабо. У большинства церковных лидеров отсутствует понятие о Царства, символом и частью которого является поместная церковь, поэтому интересы поместной церкви не просто стоят на первом месте, но и закрывают все остальные –задачи христианского сообщества в целом, видение Божьего Царства, перспективу преображения общества, возможности межцерковного сотрудничества.
Еще одной проблемой христианских структур является их обусловленность временем, обстоятельствами эпохи, событием распада СССР. Школы и миссии создавались и развивались так, будто эпоха небывалых возможностей и религиозной эйфории будет длиться вечно. В основании структур уже были заложены их ограничения. Теперь, когда постсоветское общество, отношение государства, глобальные тенденции, церковная динамика, религиозные потребности, финансовые возможности, изменились до неузнаваемости, возникают сложные вопросы о том, как привести структуры, созданные в иную эпоху, в соответствие с требованиями нашего времени, и возможно ли их реформирование, перестройка и перенастройка. Как известно, один из уроков советской перестройки состоял в том, что некоторые структуры перестройке не подлежат.
Структуры и движение
Аналогия с «перестройкой» вовсе не случайна. Не только советское общество, но также советская и постсоветская церковь как часть этого общества, оказалась ограничена своей эпохой, опрокинута в прошлое.
Как известно, Советский Союз и советское общество переустроить не удалось, все советское было в принципе нереформируемым, потому что на первом месте стояла идеология, а не эффективность или хотя бы релевантность. Само общество было закрытым, самодостаточным, ориентированным на внутренние оценки и критерии. Более того, такое закрытое общество было цельным, гомогенным, литым. Легче было заменить его целиком, чем изменить отдельную деталь. К тому же свобода и творчество были ограничены тотальной государственной регламентацией. Структура сделала невозможным движение.
К большому сожалению, до сих пор постсоветское общество опирается на советские структуры (политические, экономические, образовательные, религиозные) и организовывается вокруг них. Несмотря на их крайне низкую эффективность, они остаются фактором стабильности, поскольку мало тех, кто видит возможность иного и еще меньше тех, кто способен взять ответственность за альтернативу.
Христианские церкви, миссии, учебные заведения, созданные в годы агонии СССР (1989-1991), стремительно теряют свою релевантность новым условиям общественной и церковной жизни.
Есть лишь один способ продлить жизнь организациям и проектам в условиях постоянных перемен – сделать их открытыми, восприимчивыми и податливыми к этим переменам, и тем самым превратить их в движение.
Движение предполагает постоянное строительство и постоянную перестройку; направленность к цели, а не поддержание имеющейся структуры; постоянную динамику, которая ценится выше стабильности; свободное творчество, которое важнее «порядка».
Стоит напомнить, что и различные евангельские церкви и независимые христианские организации – часть того, что местные историки и богословы именуют «евангельским движение» Евразии. И основным субъектом христианской истории региона являются не баптисты или пятидесятники, не отдельные миссии или школы, но «евангельское движение» в целом.
Но такое единство не исключает многообразия, даже требует его. Динамика движения возможно только при автономии частей, внутреннем творческом разнообразии. А еще – при открытости и высокой степени интегрированности в мировое евангельское движение и глобальные тренды. Например, такая интегрированность предполагает готовность богословских школ интегрироваться в общее образовательное пространство, отвечать высоким академическим стандартам, осваивать чужой опыт как свой собственный, найти и занять свое скромное место без лишних претензий, признать приоритет международных стандартов и правил. От церквей и миссий также ожидается мера субъектности – из пассивного получателя стать полноценным партнером для всех и донором для самых нуждающихся, развивать национальное богословие в международном и межцерковном диалоге, сочетать локальные и глобальные измерения миссиологии.
Примером подобного рода интеграции может служить ЕААА в ее нынешнем формате . Коллективная дирекция включает представителей пятидесятнической, баптистской и пресвитерианской церквей, которые служат сообществу богословских школ разных традиций и церковных союзов, предлагая не только объединяющие проекты и общие стандарты, но также общее видение и даже общее Исповедание веры.
Еще одним прецедентом можно считать «евангельское движение» и «Евангельские соборы», начавшиеся в Москве в 2010 году и охватившие самые разные протестантские сообщества России и Украины – лютеранские, пятидесятнические, харизматические, евангельско-баптистские. Более того, работа «соборов» соединяет не только группы верующих, но и сферы служения – богословскую, церковную, миссионерскую, собирая их в единую картину .