Online

От Реформации к секулярности, от секулярности к Реформации

От Реформации к секулярности, от секулярности к Реформации

0
0
1
225
1285
ASR
10
3
1507
14.0

Normal
0

false
false
false

EN-US
JA
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Table Normal»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:12.0pt;
font-family:Cambria;
mso-ascii-font-family:Cambria;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Cambria;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

Начну
с личной истории. Оппонентом моей докторской был известный ученый-атеист Евграф
Дулуман. В прошлом – преподаватель Саратовской духовной семинарии,
анафематствованный синодом РПЦ. 
Однажды он сказал мне так: “Вы развиваете
правильные мысли. Протестантское богословие секулярности прогрессивно. Однако
для самого протестантизма разрушительно. Вы богословствуйте дальше – и так
разрушите свою религию”. 
Видимо, он считал свой путь апостасии естественным и
закономерным – через философию к критике религии, а затем и к отречению от
веры. Недаром в семинарии Евграф Каленьевич увлекся с головой немецкой философией.
Связь Реформации и секулярности (проявившая себя в философии Нового
времени задолго до собственно богословской проработки) несомненна. В этом
смысле протестантизм возникает и развивается под знаком кризиса религии. Но вот
вопрос: насколько этот кризис разрушителен для самой веры; не может ли быть
так, что кризис служит источником динамики, очищения и обновления веры? 
Я
разделяю тезис Дулумана о том, что протестантское богословие секулярности вырастает
из кризиса. Но что это за кризис? Это кризис не только религии, но и
секулярности как того пути, по которому религия пошла вместе с обществом.  
Реформация открыла возможности для ранее
невиданной свободы эксперимента над преобразованием религии и общественной
жизни. 
Если видеть идеал религии в традиционных формах прошлого, то опыт
секулярности кажется гибельным и конечным. 
Если видеть в истории развитие и
промысел, то при всей своей противоречивости этот опыт кажется необходимым,
хотя и неокончательным, промежуточным.