Вечеря — это испытание
Вечеря Господня – это настоящий пир благодати. Подходя к столу с верой, мы через простые символы приобщаемся к неисчерпаемым богатствам Божественной жизни.
Бог приготовил для нас Свою трапезу, чтобы мы подкреплялись, утверждались, возрастали в новой жизни. Но нередко бывает так, что пища с Божьего стола не приносит пользы. Случается, что люди причащаются, но при этом сохнут, болеют, умирают. Почему такое происходит? Апостол Павел отвечает на этот вопрос в своем письме к церкви в Коринфе:
«Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей. Ибо кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осуждёнными с миром» (1 Кор. 11:26-32).
Ключевое слово, которое является условием достойного участия и духовного здоровья христианина, — «да испытывает». Слово δοκιμαζέτω (dokimazetō) встречается в Новом завете два раза. В обоих случаях идет о людях, которые в церкви ведут себя слишком самоуверенно и высокомерно, а затем звучит совет испытать себя, свое отношение, свое дело. В обоих случаях апостол Павел обличает бесчинное поведение и призывает к взаимному уважению и единству. Он делает это в послании к Коринфянам (1 Кор. 11:17-34), а также в письме Галатам (6:3-4): «Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя. Каждый да испытывает своё дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом» (Ср. в переводе НРП: «Если кто-либо мнит о себе больше, чем есть на самом деле, он тем самым лишь обманывает себя. Пусть каждый трезво судит о своих делах, тогда он сможет радоваться сделанному, не сравнивая себя с другими»).
Во втором письме к церкви в Коринфе, Павел вновь призывает верующих к самопроверке: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2 Кор. 13:5).
Похожие слова, образованные от dokimazo (экзаменовать, проверять, различать), встречаются в других посланиях (например, 1 Фес. 5:21, 1 Иоан. 4:1).
Испытывайте – подумайте о своем поведении, проверьте себя.
Для чего нужно испытание себя? Чтобы участвовать достойно, чтобы не навлечь на себя осуждение, болезнь и смерть по причине недостойного отношения к Вечере и Церкви.
А как это достойно? Возвещая смерть Господню и наполняясь Его жизнью. Испытывая себя и рассуждая о Теле Господнем. Подвергая себя суду и принимая наказание от Господа. Вкушая хлеб и разделяя чашу.
А что значит недостойно? Это значит жить старой жизнью, не понимая и не возвещая смерти Господней. Не испытывать себя и не рассуждать о Теле Господнем. Не судить себя и не принимать наказание от Господа. Не есть от хлеба и не пить от чаши – пропускать, игнорировать, обходиться без стола благодати.
Недостойно – это не о тех, кто испытывает себя, находит в себе грехи и скорбит них; это о тех, кто не испытывает себя.
Выходит, что для достойного участия в Вечере каждому из нас необходима проверка себя, добровольный тест, в которых предстоит ответить на вопросы: что из старого осталось живым, что не так в отношениях с ближними, что не так в моем отношении к Телу и Крови Господа, насколько я понимаю происходящее?
Испытывать – значит проверять себя, свое состояние, свои отношения, свое сердце. Почему это было важно тогда, и остается важным сегодня?
Многие христиане Коринфской церкви подходили к Вечере Господней как обычному ужину. Они наслаждались пищей, а не благодатью Господа Иисуса. Они подчеркивали свой статус и пренебрегали простыми людьми, занимали лучшее место и не обращали внимание на других. Они просто ели. Они делали в церкви то, что и в обычной жизни. Жили для себя и собой.
Проблема здесь не столько в еде и ее количестве. Проблема глубже. Люди не понимают или не хотят понять смысл Вечери Господней. Они совершают автоматически, бессознательно, бездумно то, что является самым важным и святым.
Хорошо бы проверить себя – не подхожу ли я к столу Божьей благодати как в обычном фаст-фуд ресторане? Взял готовое, съел без лишних мыслей, пошел дальше.
Когда еда – это просто еда, тогда за столом нет места Богу и ближнему. Тогда нет церкви.
Важно понять, что апостол Павел не осуждает и не отменяет еду. Он хочет другого – чтобы верующие увидели в хлебе и вине символы гораздо большего, таинственной жизни Божьй. Поэтому он не говорит: не ешь и не пей. Он говорит: испытывай, ешь и пей.
Это сочетание и последовательность слов очень важны: испытывай, ешь и пей.
Здесь я вижу три важных урока.
Во-первых, добровольный экзамен не остановит тебя от участия в Вечере, но поможет войти в правильное состояние и участвовать достойно.
Экзамен не меряет нашу святость или греховность, экзамен напоминает нам о том, кто мы есть без Христа и во Христе, чтобы мы понимали свое место и правильно мыслили о себе; чтобы заняли верное положение – не главное, а скромное место за столом, рядом с другими братьями и сестрами. Проверка, о которой говорит апостол, не делит церковь на тех, кто не слишком грешен и прошел экзамен, и тех, кто слишком грешен и не может быть допущен. Церковь делится на тех, кто проверяет себя и на тех, кто не видит в этом нужды – на наглых и скромных, на непрощенных безгрешных и прощаемых грешников. Самоправедным, безгрешным, самоуверенным Вечеря вообще не нужна. Лучше бы они не приходили к столу. А тот, кто протягивает руку к столу благодати, пусть делает это с благодарным и благоговейным пониманием того, кто он был без Христа и кто он есть во Христе. Он не испытывает других и не сравнивает себя с другими, он испытывает себя, принимает дар новой жизни для себя, и принимает всех, кого принял Христос.
Во-вторых, достойное участие приносит здоровье и жизнь, недостойное – осуждение, болезнь и смерть.
Достойное участие – это подход к столу с пониманием своей недостойности, с благоговением и страхом, с полным смирением и благодарностью. Недостойное – с ложной уверенностью и наглостью, с чувством, будто Бог тебе должен, будто за Его столом ты можешь всеми командовать. Там, где есть гордость и нахальство, легкомысленность и беззаботность, там не будет духовного здоровья и роста. Если ты не видишь в себе добрых перемен и благословений, спроси себя: подхожу ли я к Вечере Господней с благоговением и смирением, принимаю ли хлеб и вино достойно?
В-третьих, испытание, справедливая оценка и наказание от Бога сохранят тебя от осуждения и гибели вместе с миром.
Люди этого мира в своей гордости и самоуверенности не могут даже понять, в каком страшном состоянии находятся. Они отказываются от Божьей оценки и помощи. Они считают, что с ними все хорошо. Они убеждены, что им экзамен не нужен. Но мы знаем, что лишь тот, кто признает себя грешником и приходит к Богу без ложного самомнения, может быть спасен и оправдан.
Апостол приглашает нас проверять (судить) себя и с покорностью принимать наказание от Господа. Путь нашего воспитания и роста ведет через эти не очень приятные, но жизненно важные процедуры.
Ответь себе: когда ты последний раз проходил эту диагностику и как ты принял обличение и наказание Господне? Если не проходил и не принял, если живешь в ложной уверенности и самоправедности, то знай: ты идешь к осуждению и гибели вместе с безбожным миром.
Итак, подходя к Вечере Господней, нам нужно испытывать себя, чтобы войти в правильное состояние и участвовать достойно; чтобы укреплять свое духовное здоровье и насыщаться Божественной жизнью; чтобы избежать ложной самоуверенности и не подпасть под осуждение с миром. Проверим же себя, прежде чем есть хлеб и пить из чаши с Божьего стола!