Мы любим жизнь, мы любим жить. Нам трудно
представить отсутствие жизни или конец жизни. Мы боимся этого конца больше
всего именно по причине его непредставимости. Невозможно разуму вместить
конечность жизни. Мы живем так, будто жизнь будет продолжаться. И как бы мы не
хотели осмыслить конечность жизни и подготовиться к ее концу, это вряд ли
возможно.
представить отсутствие жизни или конец жизни. Мы боимся этого конца больше
всего именно по причине его непредставимости. Невозможно разуму вместить
конечность жизни. Мы живем так, будто жизнь будет продолжаться. И как бы мы не
хотели осмыслить конечность жизни и подготовиться к ее концу, это вряд ли
возможно.
Как жить, трезво понимая временность,
скоротечность, хрупкость своей жизни?
скоротечность, хрупкость своей жизни?
Без Бога ответа нет. Без Бога жизнь как
жизнь временная остается абсурдом.
жизнь временная остается абсурдом.
Эти философские вопросы способны любого
повергнуть в отчаяние, от которого исцеляет лишь вера.
повергнуть в отчаяние, от которого исцеляет лишь вера.
Моисей поет Богу, доверяя ответы Ему.
Моисей знает то, что не проходит и не разрушается, что остается надежной
основой жизни. Он знает Того, Кто дал жизнь и может научить жить.
Моисей знает то, что не проходит и не разрушается, что остается надежной
основой жизни. Он знает Того, Кто дал жизнь и может научить жить.
В детстве меня очень заинтересовала
история Джима Эллиота, американского миссионера, убитого дикарями в Эквадоре.
Его жизнь была короткой, но яркой.
история Джима Эллиота, американского миссионера, убитого дикарями в Эквадоре.
Его жизнь была короткой, но яркой.
Он помолился молитвой покаяния в шесть (!)
лет. Он не мог откладывать, у него было мало времени и много дел впереди.
лет. Он не мог откладывать, у него было мало времени и много дел впереди.
В двадцать один год он обратился к Богу с
такими словами: «Господи,
воспламени бесполезную кучу хвороста моей жизни, даруй мне воспылать и сгореть
для Тебя. Употреби мою жизнь, Господи, ибо она — Твоя, Подобно Тебе, Господи
Иисусе, я ищу жизни не долгой но полноценной».
такими словами: «Господи,
воспламени бесполезную кучу хвороста моей жизни, даруй мне воспылать и сгореть
для Тебя. Употреби мою жизнь, Господи, ибо она — Твоя, Подобно Тебе, Господи
Иисусе, я ищу жизни не долгой но полноценной».
В
двадцать девять он погиб мученической смертью.
двадцать девять он погиб мученической смертью.
Его
пример вдохновил тысячи молодых людей отдать себя на служение Богу.
пример вдохновил тысячи молодых людей отдать себя на служение Богу.
Его жена
Элизабет осталась служить в племени аука, удивляя дикарей своим прощением и
любовью Христовой.
Элизабет осталась служить в племени аука, удивляя дикарей своим прощением и
любовью Христовой.
«Я ищу жизни не долгой, но полноценной».
Эти слова двадцатилетнего студента были записаны в моем детском блокноте
красным цветом. Они не давали мне покоя тогда, не дают и сейчас.
Эти слова двадцатилетнего студента были записаны в моем детском блокноте
красным цветом. Они не давали мне покоя тогда, не дают и сейчас.
Моисей прожил больше – сто двадцать лет.
Но что такое числа, что такое годы?
Но что такое числа, что такое годы?
«Для Тебя тысяча
лет –
лет –
день вчерашний,
что промелькнул и
ушел, —
ушел, —
или смена стражи
в ночи.
в ночи.
Ты смываешь
людей, как дождем,
людей, как дождем,
они уходят, как
сон поутру,
сон поутру,
как трава, что
утром растет,
утром растет,
цветет, а под
вечер сохнет».
вечер сохнет».
Чем наполнить такую краткую жизнь? Как
оправдать ее? Только Богом, Который «насыщает нас милостью Своею» так, что
жизнь переполняется смыслом, благодатью и благостью, добрыми делами, Его живым
присутствием.
оправдать ее? Только Богом, Который «насыщает нас милостью Своею» так, что
жизнь переполняется смыслом, благодатью и благостью, добрыми делами, Его живым
присутствием.
Но если мы живем без Него, мы ничего не получаем,
все теряем. «Наши дни сокращаются гневом Твоим»
все теряем. «Наши дни сокращаются гневом Твоим»
«Лови момент» — советовали мудрые римляне.
Но как его поймать? «Все проходит» мимо, да и «мы отлетаем».
Но как его поймать? «Все проходит» мимо, да и «мы отлетаем».
В соседской комнате общежития, где я жил в
студенческие годы, на стене красовалась культовая надпись: «Здесь зверски
убивали время». Так оно и было, убивали время, убивали себя.
студенческие годы, на стене красовалась культовая надпись: «Здесь зверски
убивали время». Так оно и было, убивали время, убивали себя.
Начиная так свою жизнь, мало кто доживает
до «срока нашей жизни — семидесяти лет».
до «срока нашей жизни — семидесяти лет».
Но не все потеряно. Бог щедрый. Моисей
говорит, что за «годы горя», за убитое время, за растраченную жизнь Бог может
помиловать.
говорит, что за «годы горя», за убитое время, за растраченную жизнь Бог может
помиловать.
Он готов «насытить милостью», «даровать
радость» и «явить величие Своих дел», «славу Свою».
радость» и «явить величие Своих дел», «славу Свою».
И тогда оставшееся время будет последним
подарком, последней возможностью насладиться полнотой, богатством, щедростью.
Мы поздно начали жить, но остаток жизни может быть с избытком. Мы больше не
будем тратить время, мы отдадим его Богу, будем трудиться с Ним и для Него. А
потому последними словами псалма становится просьба о благословении в делах:
подарком, последней возможностью насладиться полнотой, богатством, щедростью.
Мы поздно начали жить, но остаток жизни может быть с избытком. Мы больше не
будем тратить время, мы отдадим его Богу, будем трудиться с Ним и для Него. А
потому последними словами псалма становится просьба о благословении в делах:
«Укрепи наши руки
во всех делах
наших,
наших,
направь, помоги».
Мы уже не так сильны и уверены, поэтому
просим: направь, помоги, укрепи.
просим: направь, помоги, укрепи.
То, что сказал Джим Эллиот в двадцать один
год, не поздно сказать никогда:
год, не поздно сказать никогда:
«Господи,
воспламени бесполезную кучу хвороста моей жизни, даруй мне воспылать и сгореть
для Тебя. Употреби мою жизнь, Господи, ибо она – Твоя”.
воспламени бесполезную кучу хвороста моей жизни, даруй мне воспылать и сгореть
для Тебя. Употреби мою жизнь, Господи, ибо она – Твоя”.
***
«Господи! Ты –
наше прибежище
наше прибежище
из поколения в
поколение.
поколение.
Прежде чем
родились горы,
родились горы,
и Ты сотворил
землю и мир,
землю и мир,
От века и до века
Ты – Бог.
Ты возвращаешь
человека в землю,
человека в землю,
говоришь людям:
«В прах
возвращайтесь!»
возвращайтесь!»
Для Тебя тысяча
лет –
лет –
день вчерашний,
что промелькнул и
ушел, —
ушел, —
или смена стражи
в ночи.
в ночи.
Ты смываешь
людей, как дождем,
людей, как дождем,
они уходят, как
сон поутру,
сон поутру,
как трава, что
утром растет,
утром растет,
цветет, а под
вечер сохнет.
вечер сохнет.
Так и мы исчезаем
от гнева Твоего,
от гнева Твоего,
Твоя ярость
приводит нас в ужас.
приводит нас в ужас.
Ты грехи наши
выложил перед
Собой,
Собой,
наши тайны –
пред светом лица
Твоего.
Твоего.
Наши дни
сокращаются
сокращаются
гневом Твоим;
наши годы
пролетают как вздох.
пролетают как вздох.
Срок нашей жизни
–
–
семьдесят лет,
для того, кто
крепок, —
крепок, —
восемьдесят;
и большая часть
их – мука и труд;
их – мука и труд;
и все проходит, и
мы отлетаем.
мы отлетаем.
Кто может постичь
силу гнева
Твоего?
Твоего?
Но страх пред
Тобою
Тобою
удержит ярость
Твою.
Твою.
Научи нас жить
так,
так,
чтобы сердце
обрело мудрость.
обрело мудрость.
Обернись,
Господи! Доколе?
Господи! Доколе?
Смилуйся над
рабами Твоими.
рабами Твоими.
Каждое утро
насыщай нас
насыщай нас
милостью Своею,
чтобы мы
радовались и ликовали
радовались и ликовали
Всю жизнь.
Даруй нам радость
– за все дни,
– за все дни,
что Ты карал нас,
за годы горя.
Яви нам, рабам
Твоим,
Твоим,
величие Твоих
дел,
дел,
Сынам рабов Твоих
– славу Твою!
– славу Твою!
Да будет милость
Господа,
Господа,
Бога нашего, с
нами!
нами!
Укрепи наши руки
во всех делах
наших,
наших,
направь, помоги!
0
0
1
737
4201
ASR
35
9
4929
14.0
Normal
0
false
false
false
EN-US
JA
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Table Normal»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:12.0pt;
font-family:Cambria;
mso-ascii-font-family:Cambria;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Cambria;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;}