Online

Пасха — праздник обновленья

Пасха — праздник обновленья

Пасха – праздник всех людей. Одни встречают весну, другие – воскресшего Бога. Если вдуматься, то противоречия окажутся разными гранями великой и радующей истины. Весна являет торжество жизни, ее обновление. Праздник Пасхи утверждает то же самое, но в центр ставит не жизнь, а ее Господина. Более того, Пасха обращает наше внимание не столько на жизнь природы, сколько на жизнь человека.
Бог питает собой мир, дает ему жизнь, управляет законами. Каждый год природа обновляется, и наш глаз радуется этому. Но меняется ли что-то в нашей человеческой жизни, в нашей духовной природе?
Из года в год, наблюдая весеннее пробуждение, человек в лучшем случае лишь мечтает, чтобы его личная жизнь чудесным образом изменилась. Но на обновление нет сил, нет воли. Жизнь идет как по рельсам, ни влево, ни вправо.
Самый простой смысл Пасхи заключается в том, что Христос Своей победой над смертью дал нам единственно возможный шанс на перемены, освободил нас от греха и его последствий – духовных болезней, плена вредных привычек, депрессии, обреченности, страха смерти. В свете Воскресения жизнь человека может и должна стать другой. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф.5:14).
Пасха – свет в темноте внутренней и внешней, торжество новой, Божественной жизни, которой мы не знали и которой не заслужили. Мы говорим о жизни Божественной, но, вместе с тем, это возможность впервые открыть вкус нормальной жизни человеческой, которой мы тоже не знали, которой не соответствовали, потому что были рабами животных страстей. Божественная жизнь делает нас наконец людьми, достойными звания человека как образа Божьего. Из Евангелий и Деяний мы видим, как меняется жизнь учеников Христа – они становятся уверенными, бесстрашными, неутомимыми свидетелями чуда Воскресения. Только после Пасхи они стали настоящими апостолами.
Апостол Павел передает суть Евангелия, связывая Воскресение Христа с преображением жизни «некоего изверга» Савла, ставшего затем апостолом: «Напоминаю вам, братия, Евангелие…Христос умер за грехи наши.., погребен был, и воскрес в третий день.., а после всех явился и мне, как некоему извергу» (1Кор.15:1-8).
Пасха — неожиданная встреча с живым, воскресшим Богом, Которого мы убили своим греховным выбором и считали мертвым, чтобы не мешал нам жить по-своему.
В одной из своих лучших, а потому очень неоднозначных песен Вячеслав Бутусов поет:
Мне снилось, что Христос воскрес
и жив как я и ты.
идет, несет незримый вес,
а на руках бинты.
Идет по вымершим дворам
пустынных городов
и Слово жаждет молвить нам,
но не находит слов.
Мне снилось Он мне позвонил,
когда искал приют.
и ненароком обронил,
что здесь Его убьют…
Проснулся я и закурил
и встал перед окном
и был весь опустевший мир
один сиротский дом…
А мне снилось, что Христос воскрес,
а мне снилось, что Он жив.
В мире, где о Боге вспоминают лишь по большим церковным праздникам, хорошо и то, что Христос хотя бы снится. Это знак, напоминание, повод задуматься, но этого недостаточно, чтобы выйти к новой жизни. Можно всю жизнь блуждать в снах, прозябать в сумерках и туманах.
Без Бога пусто и темно. Но это тот выбор, который делает сам человек. Мы живем так, будто Он не воскрес и в то же время мы живем лишь благодаря тому, что Он воскрес действительно.
Может быть, люди оттого так бездумно и отчаянно грешат, что знают: в смертный час Бог на молитву ответит, Церковь рядом, туда еще успеем.
Очевидно, что успеют не все. Но сегодня, в эти пасхальные дни, Церковь открыта для всех. В том числе для тех, кто отстоит службу и выйдет таким, как был. Для таких чудо не случится, потому что они пришли не за чудом и не к Богу, а увеселения ради, себя показать и на людей посмотреть, найти повод хорошо выпить и вкусно закусить.
Настоящая Пасха требует серьезности и готовности к переменам. Из Церкви нужно выйти обновленным.
Первым апостолам Христос назначил встречу в Галилее, нам Он назначает встречу в Церкви. Церковь есть место воссоединения человека с Богом, причастность к ней дает жизнь. Воскресший Христос пребывает в Церкви, Он ее источник; сила воскресения и победы над миром греха дается в ней
Приходя к Богу, люди воскресают от грехов своих. Апостол Павел писал: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви… нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним» (Еф.2:4-5).
Пасха связана с избавлением от смерти. Евреи празднуют ее в честь исхода из Египта, когда смерть прошла мимо и они были чудом спасены. Христианская Пасха впечатляет еще больше: Христос не перепрыгивает смерть, не обходит ее, но входит в смерть и ад, побеждает их. Об этой удивительной победе хорошо говорит Иоанн Златоуст: «Пусть никто не скорбит о грехах, потому что из гроба воссияло прощение. Пусть никто не страшится смерти, ибо нас освободила смерть Спасителя. Горько пришлось аду, когда он вкусил Его плоти. Исаия, прозрев это, воскликнул словами: “Горько пришлось аду при встрече с Тобою в преисподней”. Горько, ибо он упразднен; горько, ибо подвергся поруганию; горько, ибо он умерщвлен; горько, ибо подвергся разрушению; горько, ибо он был заключен в оковы. Принял тело, и вдруг попал на Бога; принял землю, а встретил Небо. Он принял то, что видел, и попался на то, чего не видал. Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа? Воскрес Христос, — и ты повержен. Воскрес Христос, — и пали злые духи. Воскрес Христос, — и радуются Ангелы. Воскрес Христос, — и жизнь вступила в свои права. Воскрес Христос, и — ни одного мертвого в гробу. Ибо Христос, воскресши из мертвых, положил начало воскресению всех умерших».
Христианство жизнеутверждающе, это не религия смерти, но живая реальность воскресения. Конец жизни может быть другим, если жизнь Христа явилась к тебе, ты не умрешь, как и Он. Если в твоей жизни однажды была Пасха, если смерть прошла мимо и Бог принял наказание за тебя, то после этого живи так, будто заново родился. Пасха — чудо избавления и радость новой жизни.
Пасха говорит человеку, что нет безвыходных ситуаций, нет неразрешимых жизненных проблем, нет тупиков, нет роковой предопределенности к смерти. Ключи от всех дверей в руках Воскресшего Христа, Который говорит о Себе: «Был мертв, и теперь жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откр.1:18).
Пасха празднуется не вокруг крашенок и куличей, но в присутствии Воскресшего Христа. В строгом смысле Пасха и есть Он, т.е. жертва, умершая вместо нас, чтобы нам жить. Нет иного оправдания и нет иной жертвы. Пасха не праздник, который отшумит и пройдет. Это подаренный Богом шанс новой жизни. «Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1Кор.5:7-8).