Online

Вернуть веру… в человека. Продолжение 3

Вернуть веру… в человека. Продолжение 3


«Быть возлюбленным» — в этом, по убеждению Генри
Нувена, суть Божьего обращения к человеку, и основа основ для христианского
свидетельства. «Быть Возлюбленным – вот глубочайшая истина нашего
существования»
[5, 20], — это его уверенный
вывод из многолетнего опыта личных поисков, служения ближним и жизни в общине. Как
и у Антония Сурожского, здесь речь идет о фундаментальном уровне: «Слова «Ты –
Мой возлюбленный» раскрывают самую глубокую правду обо всех людях независимо от
того, принадлежат ли они к какой-либо религиозной традиции или нет» [5, 18].
Если Бог любит нас
безотносительно к нашему положению, то «Самое большое искушение в нашей жизни –
не успех, популярность или власть, но неприятие себя. Неприятие себя – самый
большой враг духовной жизни, потому что оно противоречит голосу, идущему свыше,
называющему нас «Возлюбленными» [5, 19-20].
Для Нувена эти истины
виделись вовсе не абстрактными и однобоко духовными: «Это влечет за собой
долгий и болезненный процесс вхождения в истину или, скорее, воплощения ее.
Необходимо стать Возлюбленным в будничной жизни, постепенно преодолевая
пропасть между моим призванием и множеством конкретных моментов повседневности»
[5, 26]. В конце концов, истины о вере и любви ставят вопрос о примирении с
реальностью, или о ее примирении и преображении: «Может быть, передо мной стоит
вызов так довериться любви Божьей, чтобы больше не бояться вступить в
секулярный мир и говорить там о вере, надежде и любви. Может быть, место, где
возможно преодолеть этот разрыв, находится внутри меня. Возможно, разделение
между секулярным и священным может быть преодолено, когда и то, и другое
распознаны как стороны жизни опыта каждого человека» [5, 87].
Нувен уверен, что
подлинная реальность открывается взгляду мистика и молитвенника: «Для того,
чтобы жить, утверждаясь в познании Божьей первоначальной любви, а не
руководствуясь желанием быть нужным, необходимо быть мистиками. Созерцательная
молитва укрепляет в нас сознание того, что мы уже свободны, что мы уже нашли
место для жилья и уже принадлежим Богу, хотя все и вся вокруг убеждает в
обратном» [3, 32]. В обратном убеждает и историческое христианство, «Долгая
мучительная история Церкви есть история людей, вновь и вновь испытывающих
искушение предпочесть власть и руководство любви, кресту и послушанию» [3, 59].
Нувен избрал свой путь в
христианстве, от структур к человеку. И этот путь предполагает погружение в
правду о человеке – во всей ее противоречивости. «Мы призваны честно и
мужественно спуститься в самые глубины своего существа, чтобы выйти навстречу
собраться и наполнить сердце неослабевающей заботой о них. И прежде всего, мы
призваны выйти навстречу Богу в молитве, которая постепенно становится
подлинным голосом нашего сердца» [6,
ix].
Выйти на встречу Богу,
другим и себе – только начало длительного и сложного пути, где есть спуски и
подъемы, пропасти и вершины, темные и светлые моменты, поэтому «Духовная жизнь
есть не что иное, как неустанное движение от одного полюса к другому: от
одиночества к уединению, от враждебности к радушию, от иллюзий к подлинной
молитве. Получается, что писать о духовной жизни – все равно, что печатать
снимки с негативов… именно темный лес побуждает нас вспомнить об открытых
просторах»
[6, 2-3]. Все это нужно пройти,
пережить, вместить, осмыслить как часть необходимого духовного опыта, потому
что «Духовное поприще не терпит окольных путей. Обходя стороной собственное
одиночество, враждебность или владеющие нами иллюзии, мы никогда не придем к
уединению сердца, радушию и сокровенному молитвенному предстоянию перед Богом…
Духовная жизнь в первую очередь подразумевает осознание своей полярности и
внутреннего напряжения» [6, 3-4].

0
0
1
629
3591
ASR
29
8
4212
14.0

Normal
0

false
false
false

EN-US
JA
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Table Normal»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:12.0pt;
font-family:Cambria;
mso-ascii-font-family:Cambria;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Cambria;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

Пути Нувена ведут в
глубину, тишину, одиночество. Он пишет о внутренних мирах как о более реальных,
чем социальные отношения или материальные вещи. 
Хотя материальное и духовное переплетаются, поэтому «нужно привести свое
тело домой», нужно бывать в своей «внутренней горнице», видеть «глазами любви»,
слышать «внутренний голос» [4]. Все открывается нам лишь тогда, когда мы
открываемся Божьей любви. Здесь мистика и этика, экзистенциальное и социальное,
повседневное и богословское принадлежат и служат друг другу в любви.

To be continued