Online

Вернуть веру… в человека

Вернуть веру… в человека

0
Христианский
гуманизм после Антония Сурожского и Генри Нувена
«Лица людей – лица икон.
Каждый свечою своей озарен»
 Александр Солодовников


“XXI век будет веком гуманитарных наук, либо его не будет
вовсе,  — предупреждал нас антрополог
Клод Леви-Стросс. Из нашего времени это предупреждение видится пророческим. Век
до сих пор под вопросом, потому что под вопросом человек, а науки – тем более.
Ведь ясно, что вопрос был вовсе не в науках, а в науках гуманитарных, т.е. в человеке, мысль о котором они должны хранить и
святить. И этот самый человек оказался наукам не под силу, поэтому они им
надорвались, а затем от него отказались, и занялись более частными вещами,
«объектами» и «предметами». Может это и к лучшему, потому что раз человек как
цельность гуманитарным наукам не дается, а если дается – по частям, то не стоит
ли оставить его в целости и сохранности наукам иным? Вот сразу здесь я и хочу
сделать переход от гуманитарных наук к теме гуманизма в богословии, и перевести
человека отсюда – туда. На мой взгляд, наибольшие прорывы и прозрения
относительно человека дались другим наукам, не гуманитарным, а богословским. И
случилось это в прошлом веке.
Почему-то мне кажется,
что мы слишком много грешим относительно нашего прошлого, оттого будущее
видится хуже и хуже. Скажу точнее: мы грешим относительно даров и откровений,
данных и явленных нам в прошлом. Мы просто не слушаем их, не читаем, не видим. Вот
и Леви-Стросс переложил ответственность за человека на век грядущий, не считаясь
с тем, что было открыто и доступно в его время, или не считая это достаточным.
А что если понять его
так:
XXI век будет веком возвращения
гуманитарных наук к неким первичным и цельным истинам, веком прозрения
относительно тех оснований, на которых гуманитарные и другие науки единственно
возможны, «либо его не будет вовсе»? Что если
XXI
век должен обратиться и утвердиться в уже известном? Что если и сам человек
должен вместе с науками, по словам Роберта Фроста, «не измениться, лишь в
прежней вере крепче утвердиться» («К себе»)?
Ведь если все так
серьезно, что мы теряем не только гуманитарные науки, но и будущее, и самого
человека с ним, то речь должна идти не только о научных, но о неких донаучных
основаниях, т.е. о первооснованиях.
Для христианина такие
первоосновы имеют характер богословский. Богословие человека может быть
основанием для наук о человеке. Но что лежит в основе богословия человека,
какие изначальные интуиции, первичные истины, неоспоримые очевидности? Не
только науки не могут вместить человека и отказываются от него (а тем самым и
от себя, своего призвания), так что чем больше научности, тем меньше претензий.
Подобным образом «научное», «конфессиональное» и любое «каноническое»
богословие тоже отказываются от человека.
Богословы охотнее
говорят о Боге, чем о человеке, или о том, что Бог думает о человеке. Далеко не
каждому из них дается дерзновение богословствовать о человеке с любовью и
верой, и формулировать те неудобно-позитивные истины о нем, которые крайне
сложно включить в систематическое богословие, но без которых нельзя и обойтись.
XX век подарил нам
немало богословов-гуманистов, которые выходили за рамки ортодоксии и запутали
свои следы. Но я хочу обратиться к наследию двух вполне ортодоксальных
мыслителей – православного митрополита Антония Сурожского и католического
священника, профессора Генри Нувена. 
Евангельская простота их идей близка и мила сердцу каждого, но она
дополняется сильным гуманистическим вызовом. Это сочетание выделяет их и
сближает. Это сочетание само по себе является важным откровением, после
которого и в свете которого «богословие человека» видится иначе, позитивно, настолько
позитивно, что вспоминая об этих «двух светильниках» Божиих (Откр. 11), нет
больше никаких причин сомневаться в том, что у человека есть будущность и
надежда.

0
0
1
612
3489
ASR
29
8
4093
14.0

Normal
0

false
false
false

EN-US
JA
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Table Normal»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:12.0pt;
font-family:Cambria;
mso-ascii-font-family:Cambria;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Cambria;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

Не пересказывая их идей,
поскольку они довольно широко известны, представляется важным выделить те из
них, которые подводят некий богословский итог спорам о гуманизме; те, после
которых сам способ богословствования о человеке должен измениться. 

To be continued 

Leave a Reply