Online

Реформация и мы

Реформация и мы

500 лет Реформации. Что
это значит для сегодняшней Украины?

Весь христианский мир живет в преддверии великого юбилея
Реформации. 500 лет назад началась новая эпоха – и для христианской Церкви, и
для всей нашей цивилизации.
31 октября 1517 года монах-профессор Мартин Лютер прибил
к дверям виттенгбергской Церкви свои 95 тезисов. В них он раскритиковал
злоупотребления католической Церкви и власть папы отпускать грехи за деньги.
Надо понимать, что Лютер и другие реформаторы ставили
целью возродить Церковь, вернуть ей первоначальный вид и доброе влияние на
общество. На латыни «реформация» означает исправление, преобразование, поэтому
предполагались перемены радикальные, но позитивные.
Речь шла не только о вопросах религиозных. Тогда Церковь
была самым влиятельным общественным институтом. Поэтому судьба Церкви и судьбы
народов, государств, культур были связаны воедино.
Кстати, в сегодняшней Украине именно Церкви пользуются
наивысшим уровнем доверия, а значит могут сыграть ключевую роль в реформировании
всего общество. Можно сказать и так: реформирование общества начинается с
Реформации в Церкви. Если духовной основой для нашей культуры и центром нашей
истории является христианство (недаром крещение Руси это еще и начало нашей
государственности), то все зависит от него, именно оно может и должно стать
главной преобразующей силой.
Что нового принесла Реформация, как она изменила
христианство? Реформаторы не придумывали ничего нового. Они читали
первоисточник – Библию, и старались привести жизнь церкви в соответствии с ней.
Известны пять протестантских принципов: Sola Scriptura
(«только Писание»), Sola fide («только верой»), Sola gratia («только
благодатью»), Solus Christus («только Христос»), Soli Deo gloria («только Богу
слава»). Эти принципы  подчеркивают
власть  и славу Бога, высший авторитет
Его слова, спасающую силу Божьей Благодати и решающее значение личной веры.
Что из всего этого наследия Реформации нам важно знать
и понимать в первую очередь?
Во-первых, христианство – это всегда личная вера и
живые отношения с Богом. Это не “ходить в Церковь”, это жить по вере. 
Как заявлял Мартин Лютер, “Человек спасает душу не через Церковь, а через веру”. Вдохновленный внимательным изучением Библии, Лютер заново открыл
для себя апостольские слова
«Праведный верою жив будет» (Гал. 3:11).
Нам тоже важно понять, что христианство – не только
“вера отцов и дедов”, но вера лично наша и нашего поколения, т.е. это личное
знакомство и непосредственные отношения с Богом.
Во-вторых, Реформация вернула высший авторитет Священному
Писанию. Не папа, не император, но Божье Слово обладает духовной властью учить,
судить, спасать. Сам Лютер отказывался признавать обычаи, авторитеты и
аргументы, не основанные на Библии. «
Истинное сокровище Церкви — это пресвятое Евангелие”,
говорил он.
Украинцам также стоит понять: дорожить стоит не столько своей
христианской традицией, сколько Словом Божьим. До тех пор, пока наш народ не
сделает Евангелие настольной книгой для ежедневного чтения и руководством к
жизни, Украину не стоит считать ни православной, ни в каком-либо смысле
христианской.
В-третьих, в христианстве и христианском образе жизни
важны личные убеждения. Только те принципы и ценности имеют смысл, за которые
не страшно умереть. Свою знаменитую защитную речь перед императором, князьями и
церковными иерархами Лютер закончил так: «
На том стою, и не могу иначе. Да
поможет мне
Бог”. Сказать такие слова
может лишь человек веры, лишь сильная и свободная личность.
Сегодня, в эпоху беспринципности и всеядности,
потребительства и приспособленчества, нам важно прояснить наши христианские
убеждения и сохранить им верность. Нам важно решиться на самоотчет: ответить
себе самим, что именно делает нас христианами и готовы ли мы стоять на этих
принципах.
Наконец, реформаторы сблизили Церковь и мир, оправдали и
освятили самую обычную жизнь, мир и мирской труд. Как говорил Лютер, «
Труды
монахов и священников, какими бы тяжкими и святыми они ни были, ни на йоту не
отличаются в глазах Бога от трудов крестьянина в поле или женщины, работающей
по хозяйству”.
Каждый
человек должен видеть в своей профессии – призвание от Бога. И в этом смысле
каждый – священник, потому что служит Богу: приумножает таланты, делает
общество лучше, прославляет Творца, помогает другим людям, украшает мир
творчеством.
Идея
«всеобщего священства» смогла активизировать церковь, мобилизовать мирян, т.е.
рядовых верующих, для преобразования себя и окружающего мира. Западная
цивилизация, как мы ее знаем теперь, стала возможной благодаря Реформации,
которая открыла в личности большой потенциал и благословила людей на активную
деятельность.
Вера в
научно-технический прогресс и лучшее будущее основана на вере в Бога, который
добр, любит мир и благословляет человека. Сегодня Европа продолжает
пользоваться плодами Реформации, но все больше забывает о духовным основаниях
своего успеха. Тем важнее вспомнить о принципах Реформации, они же ключевые и
для западноевропейской культуры, демократии и рынка.
В Украине
все еще сложнее. Как сетовал Михайло Драгоманов, наша Реформация оказалась
«прерванной». Русское православие усиленно боролось с этим западным влиянием,
хотя Реформация находила и православные выражения, например, в идеях
митрополита Петра Могилы или философа-проповедника Григория Сковороды.
Вторая волна
украинской Реформации была связана с духовным пробуждением среди крестьян во
второй половине
XIX в. Украинцы
научились от немецких колонистов читать Библию и увидели в ней не только
духовные истины, но и секрет экономического процветания, нравственной здоровой,
достойной и благополучной жизни. За любовь к изучению Библии их называли
штундистами, а за крещение в зрелом возрасте — баптистами.
Сегодня
наследники Реформации в Украине составляют около 2 процентов населения
(евангельские христиане-баптисты, христиане веры евангельской (пятидесятники и
неопятидесятники), лютеране, пресвитериане, меннониты и др.). Но их влияние
превосходит из численность. Почему? Потому что они знают силу личных убеждений
и послушны авторитету Библии. Протестанты отличаются трудолюбием,
предприимчивостью, активной благотворительностью, крепкими семьями.
Конечно,
Реформация не ограничивается протестантизмом. Реформация – как призыв к
церковному обновлению и исправлению жизни согласно вере – в той или иной форме
присуща каждой конфессии, это призыв общехристианский.  Поэтому христианские конфессии в Украине,
разделенные на традиции и политические позиции, могут сблизиться в общей
Реформации.
Мы,
украинцы, смотрим на Европу как стандарт жизни, но мало думаем о христианских
основаниях этой образцовой цивилизации жизни. Без надежного духовного
фундамента благополучие, безопасность, свобода, достоинство и справедливость не
достижимы. Современной Европе нужно укрепить этот фундамент, а нам еще
предстоит его заложить. Без продолжения Реформации, ее видения, принципов и
ценностей, Европа не имеет будущего. Без наследия Реформации, без приобщения к
нему Украина не имеет шансов стать христианской и европейской, сильной и
процветающей нацией.
Юбилей
Реформации напоминает нам о христианских принципах общественной жизни, духовных
условиях процветания, а также о ключевой роли Церквей в преобразовании себя и
общества.
Эта
историческая дата ставит перед нами вопрос: насколько мы готовы измениться,
чтобы обрести шанс на иное, христианское будущее в Европе.
Для
европейцев Реформация – это то, что случилось в Германии 500 лет назад, что
сформировало (или реформировало) и продолжает реформировать Европу.
Для
украинцев Реформация — это то, должно еще случиться, что должно сформировать и
реформировать украинскую нацию как христианскую и при этом европейскую.
Вот почему,
смотря в европейское прошлое на событие Реформации с почтением и интересом, мы
видим свою Реформацию впереди — как задачу, призыв и возможность.

0
0
1
1055
6860
ASR
127
22
7893
14.0

Normal
0

false
false
false

EN-US
JA
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Table Normal»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:12.0pt;
font-family:Cambria;
mso-ascii-font-family:Cambria;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Cambria;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;}