Бог действует в мире, Он постоянно в движении. Но церковь, особенно как институт, часто остается неподвижной. Бог ушел дальше, а мы думаем, что Он все еще с нами, и должен быть с нами всегда – в нашей традиции, в нашем храме, в наших социально-политических позициях.
Где мы как церковь? На свое месте? Но может ли быть у нас место? Не должны ли мы быть в движении от места к месту, распознавая их как временные места служения или отдохновения на пути к Царству?
Есть хороший американский анекдот. Пастор закончил службу, выходит из церкви, и вдруг вне дверей встречает Христа. «Как тебе моя церковь?», — спрашивает пастор. «Твоя церковь? Не могу ничего сказать, я там никогда не был», — отвечает Христос.
Я помню из детства, как мы собирались на служение в лесах. Церковного здания не было. А в домах было собираться опасно. Хозяина, принявшего у себя группу верующих, штрафовали безжалостно.
Увы, как оказалось, стены все же были. И мы их строили. Стены отчуждения от мира: мы-они, хорошие-плохие, верующие-неверующие.
Мы идеализировали свой опыт и потеряли присутствие Бога. Он ушел в другие места, а мы продолжили служить Ему и говорить о Нем – в пустых лесах и пустых домах, в построенных пустых храмах и на пустых стадионах. Нет, там было шумно, были люди. Но там было пусто – потому что не было Его. Говорили мы, Он молчал. Он ушел, а мы не заметили. Он был готов вернуться, но мы не звали