Online

«В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО»

«В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО»

О ПРЕЗУМПЦИЯХ ЛОГОЦЕНТРИЗМА В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ

Система высшего образования, сложившаяся в Украине, переживает системный кризис, обусловленный не только и не столько дефицитом финансов и демографическими провалами, сколько отсутствием определенных и обоснованных целей, ценностей, стратегий развития. Как и всякая система, образование сегодня скорее работает на себя, на самовоспроизводство системы, а не воспроизводство социального капитала. Из такой запутанной и малоэффективной системы выпал главный элемент – сам человек, а вместе с ним и соразмерные ему смыслы, ценности, цели. Без человека и его смыслов система работает по законам собственного прагматизма: если университеты, академии наук, министерства работают, значит это кому-то нужно. Но кому? Явно, что не человеку, не обществу, не будущим поколениям. Поэтому есть все основания констатировать разобщенность системы образования и человека, мира знаний и мира реальной жизни, ответов науки и вопросов общества. Это можно назвать утратой логосности образования – разорванностью смысловых связей, обеспечивающих единство деятельности и цели, процесса и смысла, науки и жизни, истории и современности. Можно предложить и более сильную формулировку уже для всей духовной ситуации времени – «апокалипсис смысла», эрозия привычных смысловых оснований.
Известный отечественный философ Сергей Крымский рассуждает об этом в своей книге «Вопрошание философских смыслов»: «Тематизация вопрошания философских смыслов – это проблема поиска человекосоразмерных характеристик познания, того способа человеческого присутствия в мире, который задает и задается вхождением человека в бытие» [1. с. 6].
Ранее ориентирующую функцию для познания и деятельности человека выполняла идея прогресса, впечатляющая масштабами, но не соразмерная экзистенциальным нуждам и духовным возможностям личности. Миф о прогрессе оказался архетипическим не только для идеологий, но и для канонизированных ныне подходов к образованию. Прогресс, лишенный нравственной оценки и достойной человека цели, превращается в дурную бесконечность. При этом само развитие нельзя считать антигуманным, ведущим к деградации. Об этом хорошо пишет папа Бенедикт XVI в своей энциклике «Caritas in Veritate» (в русскоязычном варианте — «Энциклика о целостном человеческом развитии в любви и истине» — просматривается прямая связь богословских размышлений с педагогикой и этикой науки): «Идеологически абсолютизировать технический прогресс или лелеять утопию о возвращении человечества к изначальному естественному состоянию – два противоположных способа отделить прогресс от моральных оценок, а значит, от нашей ответственности» [2, c. 17].
Идея прогресса направляет активность человека на освоение новых территорий и эпох, разрушая то, что уже было, принося в жертву прагматизму мир истории и культуры. Напротив, презумпция логоцентризма предполагает связь современности с историей, укорененность, погруженность в прошлом, которое морально обязывает, ориентирует, учит. Оказывается, что «Cogito зависит, таким образом, от унаследованного, накопленного прошлого, т.е. Слова, точнее Логоса» [3, с. 396].
Мир как целое содержится посредством скрепляющих логосных связей, без которых распадается на части, фрагментируется. Когда не работает это объединяющее начало, дальнейшее функционирование общества, науки, образования «лишено прежде всего со-человечности, со-присутствия и со-природности с чем бы то ни было в мире, который становится необитаемым по мере того, как им овладевает отсутствие смысла…На пределе сообщества мир уже не есть мир; он представляет собой кучу чего-то, вероятно отбросов» [4, С. 110].
Собирание образа мира и человека становится возможным при мировоззренческих презумпциях логосности, всеохватывающего и всепронизывающего смысла, целостности и многомерности бытия; при самоосознании человеческих границ, собственной ограниченности в более широком, общем плане бытия, в котором человек не противостоит миру как познающий и присваивающий субъект, но пребывает в природной гармонии с вселенной, собой, другими людьми. Историческая связь, экологическое сознание, этика Другого, метафизика Присутствия выполняют роль скреп для цельности сознания и бытия, образа человека и образа мира; привносят нравственные и духовные компоненты в научное знание и образовательный процесс; выступают регулятивами для экономической и социокультурной деятельности.
Примечания
1. Кримський С.Б. Запити філософських смислів. – К.: ПАРАПАН, 2003. – 240 с.
2. Энциклика Caritas in Veritate. – М.: Издательство Францисканцев, 2009. – 112 с.
3. Оруджев З. Способ мышления эпохи. – М.: УРСС, 2004. – 400 с.
4. Нанси Ж.-Л. О событии // Апокалипсис смысла. – М.: Алгоритм, 2007. – 272 с.