Online

OCI/EAAA conference SPIRITUAL FORMATION, Minsk, November 9-14

OCI/EAAA conference SPIRITUAL FORMATION, Minsk, November 9-14

OUTLINES

Михаил Черенков
Развитие духовности в академическом процессе

Духовность в образовании – злободневная тема
Разрыв науки и этики
Развод христианского образования и церкви
Нехватка служителей в поместных церквах
Закрытие учебных заведений ввиду отсутствия абитуриентов
Дискредитация идеи христианского образования

В результате:
На фоне упадка христианских школ абитуриенты выбирают светские вузы, которые изначально ориентируют их на профессиональное призвание и творческую свободу, а не на служение церкви и ее требования
Даже при закрытии «либеральных» и «духовно опасных» школ церкви не могут решить проблемы духовного формирования внутри общин без компетентных и авторитетных богословов и учителей, которые воспитываются лишь в «христианской академии»

Некоторые причины кризиса духовности и христианской академии
Примитивные представления о духовности
Неадекватные ожидания церквей от учебных заведений
Неразвитость богословия: акцентируется личная святость при отсутствии социального богословия, богословия культуры, антропологии

Вопросы для аудитории:
— ожидают ли церкви от выпускников большей духовности или большей компетентности?
— чего нам действительно не хватает — духовности или богословской грамотности?

Некоторые результаты рассогласованности между церковью и «христианской академией»
При недоверии к богословию и профессиональной христианской деятельности церкви бойкотируют творческие инициативы школ и их выпускников
Отсутствие развитого трудового рынка для выпускников: в церкви не возвращаются, а иных рабочих мест не создано, усиливается отток наиболее творческих сил в «никуда»
Учебные заведения идут на компромисс с ожиданиями церкви и в ответ на примитивные представления о духовности представляют примитивный интеллектуальный продукт

Духовность не рядом с учебой, а в ней
Миф о большеголовых выпускниках, о том, что академия съела духовность
Интеллект – тоже духовный дар
Для взаимного развития духовности и интеллекту необходимо не противопоставление, а гармонизация и преображение
Важность молитвы и изучения Писания: здравые, не палочные аргументы в пользу вечных истины
Молитва как форма самоотчета и духовной дисциплины. Молитва отвечает на проблему одиночества, непонимания, мучительного вопрошания о смысле
Писание как ключ к постижению мира, как методическое руководство не только в духовной, но и в профессиональной сфере. Писание не заменяет научный текст, но позволяет привнести в него духовные и нравственные ориентиры
Поворот к Евангелию – главным источником духовности является не конфессиональная схоластика и не предания братства, но живые истины Евангелия в их отношении к современности
Евангелие — источник богословского вдохновения, вопросник, а не цитатник без комментариев и обсуждений
Важен постоянный доверительный диалог со студентами о наиболее острых вопросах, искренность и честность в разговоре

Вопросы для аудитории:
— включает ли духовность интеллектуальное развитие или это разные типы отношения к миру?
— какие количественные измерения духовности возможно применить в образовательном процессе?

Вера в истину и любовь к Божьему творению – отличительные черты христианского подхода к образованию и науке
Вера как основание знания и его энергия
Понимаю, чтобы верить и верую, чтобы понимать
Духовность включает в себя знание, воспитание, интеллектуальную культуру, она не сводится лишь к ним, но и не противоречит им
Духовность предполагает веру – не то, что есть, но то, что должно быть; моральный императив; помогает «глазами веры» видеть закон там, где физические глаза видят лишь хаос
Вера открывает глаза на гармонию мира, сводит все данные в целостную картину мира, дает понятие о смысле и цели
Духовность не мыслима без любви к познаваемому миру, который открывается лишь при свете любви и закрыт для холодного сердца
Любовь направляет знание таким образом, что оно становится полезным для служения людям, Богу, церкви; не присваивается, но отдается

Вопросы для аудитории:
— может ли духовность быть негуманной?
— можно ли говорить о духовности, пренебрегая темой личности?

Духовность и образование личности – это не данность, а заданность, не вещь, а процесс
Духовное развитие – о духовности говорят как о само собой разумеющемся, но что значит развитие духовности или духовность в развитии? Это значит всегда видеть новые задачи и перспективы, не стоять на месте и не довольствоваться прошлыми заслугами. Духовность не то, что можно получить и держать при себе, не развивая; она есть в развитии, приумножении, совершенствовании
Академический процесс – такое же составное понятие (уже полученные знания, но также их развитие), которое предполагает образованность и ее постоянное совершенствование. Образование – не вещь, а процесс. Поэтому никакой очередной диплом не дает права считать себя достигшим максимума
Духовность и образование похожи в том, что они предполагают не только знания, но и формирование образа мысли и жизни, нравственное воспитание личности, ее приобщение к Богу и вос-становление Его образа в нас, становление человека к его зрелости

Конечная цель «духовного образования» — служение
Образование, отвечающее требованиями духовности, отвечает на нужды людей и направляет студента на служение им
Накопление знаний, интеллектуальная гордость, карьеризм противоречат цели образования – удовлетворить духовный и социальный спрос общества
Все, что учащийся получает от образования — это инвестиции Бога в него, которые он должен вернуть своим служением. Это означает, что мы не должны пренебрегать никаким знанием и никакими возможностями, принимая все как от Него, пуская это в рост, развивая, приумножая полученное для Его славы

Вопросы для обсуждения и домашнего задания по теме
«Развитие духовности в академическом процессе»

1. Проведите дискуссию со студентами по поводу определения духовности. Суммируйте ответы и выведите из них интегральное, обобщающее понятие духовности, включающее личные и социальные, нравственные и интеллектуальные, вероисповедные и профессиональные аспекты.
2. Разработайте комплекс мер, связанных с духовным формированием личности. Проведите опрос служителей церквей и профессуры учебных заведения. Выясните, в чем их ответственность и функции в развитии духовности пересекаются. Постарайтесь разграничить их функции, чтобы они были не взаимно нейтрализующими или повторяющимися, а дополняющими. Ответьте на вопрос, в чем состоит вклад церкви в развитие духовности, а в чем ожидаемый вклад учебного заведения?
3. Предложите краткий духовно-этический кодекс для студентов христианских учебных заведений: как может проявляться духовность/недуховность в интеллектуальной сфере, как духовность может влиять на профессиональные качества, на отношение к учебе, качество работ, серьезность и ответственность, межличностные отношения студентов, трудоспособность, усидчивость, скромность в отношении к преподавателям. Ответьте на вопрос: «что такое хорошо, и что такое плохо» с точки зрения духовности в образовательном процессе; какие требования предъявляет «духовность» к образованию?