Online

География «миссии после Майдана»

География «миссии после Майдана»

После коллапса СССР Украина осталась частью постсоветского пространства, основным полем миссионерского служения стали неосвоенные пространства Евразии. Благодаря миссионерской активности украинские церкви оказались интегрированными в процессы внутрироссийские и среднеазиатские. Последнее время под влиянием государственной политики в этих регионах происходит нагнетание антиукраинских настроений и выдавливание украинских миссионеров. Миссионерский потенциал украинских протестантов переориентируется на нужды внутренней миссии, духовную опеку диаспоры и нехристианские народы третьего мира.
Я приведу два примера того, как события на Майдане влияют на идентичность протестантских миссий. Оба случая касаются не чужих для меня организаций, историю которых я давно знаю, и в истории которых лично участвую, а потому могу сказать, что перемены готовились всем предыдущим развитием, но были ускорены и утверждены именно событими Майдана.
Пример первый связан с организацией Содружество студентов-христиан Украины. Это подразделение всемирной организации IFES (International Fellowship of Evangelical Students) входит в региональную ассоциацию IFES-Eurasia. Национальный Совет директоров ССХ-Украины уже три года пытается решить вопрос с переходом из IFES-Eurasia в IFES-Europe. После событий на Майдане, в которых активисты ССХ принимали самое деятельное миссионерское и волонтерское участие, лидеры ССХ-России и IFES-Eurasia фактически обвинили украинских коллег в соучастии в свержении законной власти и в том, что этим дискредитировали все студенческое движение в странах Евразии, потому что на всех лидеров ССХ теперь смотрят как на западников и мятежников. На фоне этих дискуссий советом ССХ-Украины было принято решение ускорить процесс выхода из IFES-Eurasia. Последние месяцы велись интенсивные переговоры с руководством движения IFES, к сожалению, результата не имевшие, так как, по мнению лидеров IFES, все страны постсоветского пространства – часть Евразии и поэтому ССХ-Украины должна оставаться в составе евразийского сообщества и развивать его, вместо того, чтобы развиваться самому в сообществе европейском.
Второй пример касается миссионерской организации, известной в бывшем СССР как Ассоциация «Духовное возрождение», на Западе же известной как Russian Ministries. С 1992 года миссия имела в Москве центральный офис с большим штатом сотрудников, именно из «московского центра» направлялись ресурсы и координировались проекты. В 2005 года начался процесс реструктуризации миссии – из централизованной организации в сетевую структуру, координация которой стала осуществляться из киевского (ирпенского) офиса. В то же время шел поиск нового имени для организации, которое отвечало бы изменившимся политическим реалиям и не компрометировало бы служение в Украине, Грузии, Азербайджане, Молдове. Теперь вместо слова Russian будет использоваться слово Eurasian. Это не совсем типичный пример для украинской ситуации, поскольку при всех переменах миссия остается верной своему фокусу на всем постсоветском пространстве (в том числе на служении в России). В то же время примечательно, что даже такая «евразийская» по масштабу работы миссия, предпочитает координировать свои проекты из Украины.
Так в именах фиксируются глубинные сдвиги в самопонимании миссий, поиск соответствия новой региональной и геополитической реальности, основных направлений своей работы.
Для большинства украинских протестантских миссий сдвиг от Евразии к Европе уже произошел, причем процесс этой переориентации растянулся во времени на последние полтора десятилетия, в которые протестанты сполна почувствовали неблагодарность российского общества, которому служили с конца 80-х, а также нужду своей украинской диаспоры, которой почти не служили, но которая все эти годы росла и распространялась. Если в первые годы религиозной свободы основным миссионерским направлением было восточное, то в последние годы – западное.
Кроме того, стали ощущаться возростающие потребности внутренней миссии. Украина (как и Молдова) все прошлые годы была страной-донором, лучшие миссионеры и пасторы уезжали в Сибирь, Якутию, Приморье, Поволжье, Среднюю Азию. Сотни миссионеров остаются там до сих пор. В то же время изменившееся украинское общество само становится наиболее перспективным миссионерским полем, которое требует своих «делателей».
В итоге, в истории украинской протестантской миссии произошел поворот от глобализма к этноцентризму: пришло понимание, что Евангелие надлежит проповедовать всем «народам», но сперва своему; что ученики Христа призваны быть свидетелями «в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8), т.е. «в Киеве, по всей Украине, Восточной Европе и даже до края Евразии».
27 марта Валерий Антонюк обратился к баптистской церкви с призывом к активному благовестию именно в своей стране: «Сегодня Бог по-особенному говорить с Украиной. Это время анализа прошлого, осмысления сего дня, и особая подготовка к будущему. В Украине много церквей и христиан. Во время времена мы с радостью служили другим, но сегодня мы просим – послужите Украине» .