Online

Феномен массовой эмиграции и (пост)советские церкви

Феномен массовой эмиграции и (пост)советские церкви

0

«Советская» диаспора в США и во всем мире обладает большим положительным потенциалом духовного, нравственного, социального влияния. К большому сожалению, «советская травма» не дает этому потенциалу раскрыться и порождает неадекватные реакции на мировые процессы. Об этой теневой стороне я скажу несколько больше, так как это предпочитают замалчивать. Я уверен, что лишь распрощавшись с пережитками и стереотипами советского времени, христиане из бывшего СССР, станут благословением для страны своего проживания.

Я думаю, что Запад, в частности США, был слишком увлечен противостоянием с СССР и поддержкой религиозного и политического диссидентства. Выходило, что все враги СССР – друзья США. Это удобная, но упрощенная схема. Потому что все люди, «рожденные в СССР» (до сих пор это особая социальная категория), будь они религиозными мучениками или ярыми антисоветчиками, впитали в себя дух советской эпохи и многие стереотипы советского мышления. Они боролись с советской идеологией, но жили в советской среде.
Полагаю, Запад недооценивал негативное влияние СССР и переоценивал степень антисоветскости религиозных групп в СССР. В религиозных диссидентах видели героев, победителей, авангард демократических перемен. Более того, в евангельских христианах-баптистах видели сильную консервативную традицию. Возможно, в лидерах США, принимавших решения в то время, говорила национальная память об отцах-основателях, многие из которых также были диссидентами в Старом свете и несли с собой бескомпромиссный дух евангельского христианства. Открыть дверь в США для еще вчера гонимах верующих значило признать их подвиг и их родственность, близость по духу.
Были и прагматичные причины, связанные с демографической политикой. Также допускаю, что религиозная эмиграция из СССР приветствовалась в надежде, будто этот библейско-консервативный фермент укрепит и разнообразит американское христианство. Начиная с 60-х годов прошлого века США активно помогали протестантам в СССР и рассчитывали на то, что встретят в них близких по духу и мышлению братьев. Конечно же, сирийское или египетское христианство представляется более экзотичным и чужим. Но, как я уже заметил, советское христианство при всей кажущейся близости, оказалось глубоко поражено советским духом, так что США вместе с иммигрантами получили законсервированный в их мышлении Советский союз.
Беспрецедентная помощь для выехавших из СССР была проявлением щедрости страны-победителя в «холодной войне». Надо признать, что первое время в этой помощи действительно нуждались, поскольку после жизни в СССР было сложно адаптироваться к свободной и конкурентной среде. Но затем подобные условия стали удобными для злоупотреблений и манипуляций, поощряли потребительское отношение.
Есть еще одна возможная причина такой щедрости – желание контролировать ситуацию в сообществах переселенцев, прикармливать и присматирвать, чтобы жизнь, настроения, социально-политические ориентации были управляемыми.
Увы, выехавшие из СССР стали не только благословением, но и головной болью для принявших их стран. Высокий уровень преступности среди выехавших из СССР можно пояснить синдромом «рожденных в СССР» — когда люди смотрят на страну своего проживания как на удобную, но чужую, а потому постоянно озираются на советский опыт, модели поведения и решения проблем, не чувствуют себя внутренне связанными американскими законами и правилами, даже протестуют против них. Сейчас оглядываются даже не на СССР, а на Россию, радуются, что она «встает с колен», гордятся, что они «рождены в СССР» и «русские», что они наследники империй, что им больше позволено, чем законопослушным американцам.
Еще одна проблема — раздвоенность, вызванная религиозным воспитанием. При строгости консервативной духовности (когда на виду почти все запрещено или видится как «мирское» и «греховное») многие психологические проблемы прячутся внутрь личности и потом выходят в формах девиантного поведения. Есть и чувство рессентимента – за бедное детство, за советский опыт маргинальности, за заведомо низкие социальные позиции в американском обществе.
Но для религиозных сообществ, выехавших из СССР, главным все же я бы назвал фактор религиозный, в котором есть и проблемы консервативного воспитания, и культура запретов, и обостренная дихотомия церковь-мир, и отсутствие целостного богословского учения о личности и обществе, вере и культуре. Как следствие — взгляд на мир изподлобья, обида и зависть, осуждение и комплекс. И полное отсутствие патриотизма по отношению к стране своего проживания.

Leave a Reply