Online

Рождество – праздник личный

Рождество – праздник личный

0

Рождество – не только историческое событие. При всем желании мы не сможем побывать «в шкуре» его наблюдателей – пастухов, волхвов, Иосифа и Марии. А историческая дистанция не дает нам ни детальной информации, ни эмоциональных переживаний для его воссоздания. Нужно признаться, что мы почти ничего не знаем, что произошло в ту ночь в далекой Палестине. И все же эта ночь стала памятной и судьбоносной. Дефицит исторической информации не уменьшает значения Рождества, лишь подтверждает его духовный, глубинно-смысловой характер.
Это событие в первую очередь экзистенциальное, личностно значимое, затрагивающее внутреннюю сторону нашей жизни. Оно приносит свет, преображающий нашу внутренность, а затем изменяющий и внешний мир. Об этом светлом преображении в стихотворении «Рассвет» прекрасно сказал Борис Пастернак:
«Ты значил все в моей судьбе.
Потом пришла война, разруха,
И долго-долго о тебе
Ни слуху не было, ни духу.
И через много-много лет
Твой голос вновь меня встревожил.
Всю ночь читал я твой завет
И как от обморока ожил.
Мне к людям хочется, в толпу,
B их утреннее оживленье.
Я все готов разнесть в щепу
И всех поставить на колени.
И я по лестнице бегу,
Как будто выхожу впервые
На эти улицы в снегу
И вымершие мостовые».
Рождество – символ неожиданных, незаслуженных перемен в жизни. Ждем-ждем, все никак не дождемся перемен к лучшему. Иногда что-то делаем, но безрезультатно. А чаще всего просто депрессируем и плывем по течению.
Кажется, что все предопределено к серому существованию, полужизни-полусмерти. Но вдруг вспыхивает Звезда, и в этой вспышке жизнь обретает смысл, становится видным то, что ранее скрывалось во тьме – вся величина, серьезность, таинственность Жизни.
Если бы не сошествие Бога к нам, если бы не Воплощение, если бы не Рождение Бога в человеческом теле, человечество блуждало бы во тьме без надежды.
Рождество напоминает об этой чудесной, Божественной правде жизни – мы не оставлены, мы не одиноки, с нами Бог.
Лишь сошедший к нам, воплощенный Бог приносит перемены, сами мы на них не способны. Мы можем изменить меню праздничного стола, убранство дома, свою одежду, счет в банке, но не свою жизнь, не самих себя.
Самое большое чудо – чудо преображенной жизни, чудо надежды и смысла, когда народ, сидящий во тьме вдруг видит свет великий. И это чудо зависит не от нас, оно приходит как дар, благодать.
Мейстер Экхарт в своей проповеди «О свершении времен» говорил о «рождении Бога в душе» как о том личном событии, мистическом мгновении, в которое стянуто все время истории. Все фокусируется на человеке, в котором рождается Бог, и на Боге, Который рождается в человеке. Весь мир и вся история – лишь фон для этого чуда.
Рождество говорит не только о Боге, но и о человеке; не только о Воплощении Бога, но и об обожении человека. Это откровение Богочеловечества и это приоткрытие тайны Богочеловечества. Эта связь глубоко личная.

«Христос мог родиться хоть тысячу раз в Вифлееме, но если Он не родится в тебе, то ты погиб навечно» (Ангелус Силезиус).
В этом смысле Рождество – наш личный праздник, праздник каждого из нас.

Leave a Reply