Online

Время сказки

Время сказки


Я очень люблю сказки. Особенно волшебные. В них есть своя правда, точнее, отсвет большой и вполне реальной Правды. С удовольствием посмотрел с детьми третью часть Хроник Нарнии. А теперь с интересом прочитал написанное Толкиеном-христианином о волшебной сказке. Здорово, что мои интуиции подтверждаются великим сказослагателем:)

Толкиен о волшебной сказке

Вероятно, каждый писатель создает вторичный мир, фантазию,
каждый со-творец, желающий в какой-то мере быть настоящим
создателем, или надеется, что он черпает из реальности, что
особенное качество его вторичного мира заимствовано
у Реальности, или слепо следует ей. Особое качество
«радости» в успешной Фантазии может таким образом быть
объяснено как внезапное видение лежащей в ее основе реальности
или правды. Это не только «утешение» среди горя этого мира, но
и удовлетворение и ответы на вопрос: «Это правда?»
«Если ты построил свой маленький мир хорошо, то да — это
правда в этом мире». Этого достаточно для художника (или для
удовлетворения художнических притязаний художника). Но в
«хорошей развязке» мы видим проблеск того, что ответ может
оказаться глубже — это может быть далекий луч или эхо
евангелического в этом мире.
Я бы осмелился сказать, что подходя к Христианскому Писанию с
этой позиции, я долгое время чувствовал (это было радостное
чувство), что Бог искупил грехи испорченных творений — людей
— тем способом, который подходит под этот аспект, как и под
другие, исходя из их удивительной природы.
Содержание Евангелия — волшебная сказка, или сказка более высокой
категории, охватывающая всю сущность волшебных сказок. Они
содержат много чудес — высшей степени искусства.
Но этот сюжет вошел в Историю
и в первичный мир, желание и стремление со-творения поднялись
до осуществления Творения. Рождество Христово есть хорошая
развязка Человеческой истории. Воскресение есть хорошая
развязка истории о Воплощении. История начинается и
заканчивается в радости. Она имеет превосходную «внутреннюю
правильность реальности». Нет еще одной такой когда-либо
рассказанной сказки, которую люди предпочли бы скорее назвать
правдой, как нет ни одной, с которой так много скептиков
соглашается принимать как правду по ее качествам (заслугам).
Поскольку ее Искусство имеет высший убедительный тон
Первичного Искусства, т. е. Творения. Отказ от нее ведет либо
к унынию, либо к ярости.
Нетрудно представить себе особое волнение и радость, которую
чувствуешь, если любая специфическая прекрасная черта
волшебной сказки оказывается «первично» правдой, ее сюжет
оказывается историей, без необходимости в связи с этим
потерять свою мифическую или аллегорическую значимость.
Христианская радость, Божественная Слава, того же сорта, но
она в высшей степени (бесконечно, если наши способности не
конечны) выше и радостней. Эта история высочайшая, и она есть
правда. Искусство подтверждено. Бог есть Господь ангелов и
людей — и эльфов. Легенда и История встретились и сплавились.
В Божьем царстве существование великого не подавляет малого.
Искупленный Человек остается человеком. История, фантазия
живут и продолжают жить. Евангелие не отменяет легенды, оно
освящает их, особенно «счастливые развязки». Христианину все
еще есть работа, как телу так и уму, есть страдание, надежда и
смерть, но теперь он может постичь, что для всех его
наклонностей и способностей есть применение, которое может
быть искуплено. Столь велика щедрость, с которой он был
одарен, что он может теперь, возможно, справедливо отважиться
считать, что в Фантазии он может на самом деле помочь
украшению и умножению богатства творения. Все сказки могут
стать правдой