Online

Враг народа

Враг народа

Ветхозаветные пророчества – настоящее откровение для тех,
кто хочет понять ход истории и дух своего времени.
Так пророк Исаия говорит не только о своем времени, он
говорит об истории человечества. Поэтому в его словах есть и элемент злободневности,
и туман далеких дней, и картины вечного Царства.
Вавилон становится символом всей цивилизации. Это
главное, самое страшное и гордое имя человеческой империи. Но есть и другие. В
14 главе Господь предрекает гибель Вавилона: «истреблю имя Вавилона и
весь остаток, и сына и внука» (14:22), но уже в последующих стихах Он
определяет «сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих»
(14:24), а затем предрекает гибель Филистимлян: «Распадешься ты, вся
земля Филистимская, ибо от севера дым идет, и нет осталого в полчищах их»
(14:31). Разные народы, разные имена, но одна и та же история – возгордившиеся
цари и царства погибают.
На фоне этих бесконечных войн и взаимных истреблений
Господь простит и утвердит Сион, и в нем найдут убежище бедные из народа Его
(14:32).
Если мы присмотримся внимательнее, то увидим, что в
судьбах всех этих народов есть нечто большее, чем произвол «суверенного» Бога.
Здесь очевидна простая закономерность.
Гордые (желающие царствовать вместо Бога) – погибают,
бедные (исповедующие веру в Божье Царство) находят прибежище.
Настоящий враг народа – это гордость, националистическая
или имперская, богоборческая или религиозная, всякая разная.
Более того, гордость как возвышение человека против
других людей и против Бога, — это антихристово качество, печать зла,
смертоносное проклятие.
В каждом царстве, желающем господствовать над Божьим
народом и оспорить Божий план истории, мы должны видеть выражение темной воли,
падших сил.
Не случайно пророк делает незаметный переход от истории
царя Вавилонского к истории «сына зари», «попиравшего народы» и претендовавшего
на место Всевышнего.

«Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы
встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли;
поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты
сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В преисподнюю низвержена
гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви —
покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю,
попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих
вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на
высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины
преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: «тот ли это
человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и
разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой?» Все цари народов, все
лежат с честью, каждый в своей усыпальнице; а ты повержен вне гробницы своей,
как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в
каменные рвы, — ты, как попираемый труп, не соединишься с ними в могиле; ибо ты
разорил землю твою, убил народ твой: вовеки не помянется племя злодеев
(14:9-20).

О ком говорит Исаия? О царе Вавилонском? Или о темном
ангеле? О том и другом.
Пророк не путается. Напротив, он видит и показывает нам
прямую связь между гордостью земных царей и мятежом против Бога. В амбициях великих
царей и царств есть нечто большее, чем желание богатства и власти. На каком-то
уровне богатства и власти возникает новое желание, страшное искушение – быть не
только выше других царей, но быть выше Самого Бога. С этим желанием в сердца
царей и их подданых проникает темный, богоборческий дух.
Поддаваясь этому обольщению «взойти на небо, вознести
престол, сесть в сонме богом», царь и его народ вверяют свою судьбу темным
силам.
Враг народа – это злой дух гордости, дьявольский,
обольтительный и губительный. 
Этот дух может дать временный успех, победы и достижения.
Но в конечной схватке с Богом он обречен на поражение. Беда в том, что Бог
наказывает не только гордых царей, но и их царства, их народы. 

Всякий царь,
желающий попирать соседей и сесть выше Бога, губит своей собственный народ. 
Вот почему гордый царь – враг своего народа, «он разорил
землю свою, убил народ свой». Он будет низвержен в ад, как «сын зари», как царь
Вавилонский. Но за него будут отвечать его дети и внуки.
Если мы видим гордыню своего царя и народа, если мы видим
в них предельную озабоченность «величием», все более высокие претензии на особую духовную власть и роль в истории, мы просто обязаны
напомнить им о судьбе «сына зари». Если мы любим свой народ, мы должны
набраться смелости и сказать своему царю: не будь врагом народа, не губи всех
нас, не спорь с Богом. Лучше быть «бедным из народа Его» и «найти убежище на
Сионе», чем попирать народы и низвергнуться в ад.