Online

Бог, Который медлит

Бог, Который медлит

В рождественские дни мы вспоминали многие имена нашего
Бога, открывающие Его разные стороны: Иисус Христос, Сын, Эммануил, Мессия,
Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.
Мы восхищались Его любовью и милостью, добротой и
нежностью. Но также мы переживали на себе Его терпение и долготерпение. А
долготерпение означает замедленную реакцию, при которой гнев и суд
откладываются на потом, а любовь и милость продлеваются (Числа 14:18).
И сегодня я хочу сказать о нашем Боге немного
неканонично. Я хочу назвать Его «Богом, Который не спешит», «Богом, Который
медлит».
Он пришел не раньше, чем пришла полнота времен (Гал.
4:4). И Он до сих пор не вернулся. При этом Он не прекращает Свою спасительную
миссию, и мы свидетели Его продолжающихся чудесных дел.
Bсе это
трудно вместить нам, рабам спешки. Помните у Евтушенко — «Проклятье века – это
спешка»? Мы спешим и никуда не успеваем, кроме собственной смерти. А Бог никуда
не спешит, потому что ждет и спасает, терпит и милует. И у Него это получается.
Без всякой спешки.
Не так давно один мой старший друг подарил мне странную
книгу. Кстати, я люблю старших друзей. Они уже никуда не спешат. Так вот, мы
сели за столик на несколько минут, вокруг сновали люди, начиналась большая
конференция. Я отвечал за ее организацию, а потому хотел быстрее расспросить и
выяснить для себя то, что мне казалось срочным и важным. Но мой друг спросил о
моей жизни так, что сразу сбил темп. А затем положил на стол книжку с названием
«Жизнь без спешки». Я взял подарок, но тут же подумал, что вряд ли буду ее
читать. Нет времени. Но потом я прочитал подназвание «Ритм труда и отдыха по
примеру Иисуса». А потом прочитал об авторе, Алане Фадлинге. И все это меня
заинтересовало. Я прочитал ее. И дал своим коллегам.
«Я нахожусь в процессе исцеления от зависимости. Не
наркотической, нет, но не менее губительной: от спешки…», — писал автор в
самом начале. Я его хорошо понимал. Но книга была не только о наших болезнях,
она была о примере Иисуса, который, по мысли автора, никогда не спешил.
Я подумал: а ведь это правда. Иисус не спешил. И это
говорит о многом, это учит нас многому. Сегодня я не буду развивать эту тему,
тему подражания Христа в неспешной, но предельно насыщенной жизни. Я хочу
задать другой вопрос: а почему наш Бог не спешит? Почему Иисус пришел так
поздно? Почему Он до сих пор не вернулся? Почему Он не спешит отвечать на наши
просьбы и сделать нас раз и навсегда счастливыми? Почему Он не спешит
ликвидировать зло? Обычно мы торопим Бога, в том числе подобными вопросами,
упреками, и даже молитвенными просьбами.
Я хочу предложить несколько библейских текстов о
«медлящем Боге», а затем некоторые размышления о возможных уроках для нас.
Книга Неемии рассказывает нам о возвращении из плена и
восстановлении Иерусалима. Все это свершилось не сразу. Не скоро отпустили. Не
сразу построили храм и стены. Но еще больше и дольше длилась Божья работа над
сердцами Его избранных людей.
Обновляя завет с Богом, священники и левиты восстанавливали
свою историю как историю верного и ждущего Бога: «Ожидая их обращения, Ты
медлил многие годы и напоминал им Духом Твоим чрез пророков Твоих, но они не
слушали. И Ты предал их в руки иноземных народов. Но, по великому милосердию
Твоему, Ты не истребил их до конца, и не оставлял их, потому что Ты Бог благий
и милостивый» (Неемия 9:30,31).
И этот Бог ждал не просто быстрого и дешевого «Прости,
больше не буду, так получилось», но зрелого и ответственного решения. И лишь
после долгого плена народ к этому созрел: «По всему этому мы даем твердое
обязательство и подписываем, и на подписи печать князей наших, левитов наших и
священников наших» (Неемия 9:38).
Эта история
открывает нам одну из причин, почему Бог медлит окончательно погубить нас или
окончательно восстановить нас, состоит в том, что Он ждет от нас твердого «да».
Это довольно
важная причина Божьего промедления: Он испытывает нашу волю, наше желание, нашу
решительность. Это каприз? Это перепады настроения? Это желание попробовать?
Или же это осознанное и волевое решение, воплощающееся в ежедневных и
методичных усилиях, сопровождаемое изменениями в нашем характере, подкрепляемое
практикой молитвы?  
Об этом –
одна из притч Иисуса: «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться
и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и
людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему,
говорила: «защити меня от соперника моего». Но он долгое время не хотел. А
после сказал сам в себе: «хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но,
как эта вдова не даёт мне покоя, защищу её, чтобы она не приходила больше
докучать мне». И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог
ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит
защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре» (Евангелие от Луки
18:7). Бог медлит, потому что хочет увериться, что мы этого действительно
хотим и готовы идти по этому пути до конца. Как только мы уверимся в своей
просьбе – Он подаст защиту, и сделает это «вскоре».
Еще одна
причина Его промедления – Он ждет, когда мы перестанем барахтаться, якать,
самовольничать. Об этом мы читаем у Исаии: «Так говорит Господь Бог, Святой
Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании
крепость ваша; но вы не хотели и говорили: «нет, мы на конях убежим», — за то и
побежите; «мы на быстрых ускачем», — за то и преследующие вас будут быстры. И
потому Господь медлит, чтобы помиловать вас, и потому ещё удерживается, чтобы
сжалиться над вами; ибо Господь есть Бог правды: блаженны все уповающие на
Него!» (Исаия 30:15,16, 18).
Бог готов
помочь нам, но сможет это сделать лишь тогда, когда мы обратимся к Нему за
помощью и будем следовать Его инструкциям. Бог вмешается и спасет, но не
раньше, чем мы отложим свое игрушечное или неигрушечное оружие.
Еще одна
причина заключается в том, что у Бога есть свое чувство меры, свои времена и
сроки. У Него свои часы, и Его часы единственно верные. Он все делает в нужное
время. Хотя нам кажется, что нужно было ускориться и подогнать всю мировую
историю под наши нужды. Это касается даже такой сложной темы, как страдания за
веру.
Апостол
Иоанн рисует нам страшную картину, глядя на которую, хочется лишь одного —
ускорить развязку: «Я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за
свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря:
доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за
кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они
успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут
убиты, как и они, дополнят число» (Откровение Иоанна Богослова 6:9-11).
Мученики
ждут воздаяния, но Бог успокаивает их, чтобы они в своей боли и чувстве
справедливости не нарушили более масштабные планы. Их страдания – часть большей
картины, часть Божьей спасающей миссии в мире. Все подвиги и мучения
складываются в нужные числа, непостижимым образом меняют мир и приближают
последний суд. Кровь мучеников не только семя Церкви, но и семя Царства. И
нужно время, чтобы эти семена дали плоды. По Божьему Провидению умножение
страданий может не ухудшать мир, но сокрушать, смягчать и побеждать. Мы говорим
«да сколько можно!». Но Бог знает по Себе, что без креста не бывает
воскресения. И Он был во гробе три дня, Он не спешил. Мы не знаем, что и как Он
делает с нами во время страданий, но так меняемся мы и так меняется мир.
Бог не во
времени, поэтому Он распоряжается им свободно. Иногда Бог нарушает график, что
проверить, насколько мы Его ждем. «И как жених замедлил, то задремали все и
уснули. Но в полночь раздался крик: «вот, жених идёт, выходите навстречу ему»
(Евангелие от Матфея 25:5-6). Его промедление не оправдывает наш сонливость и
неготовность. Его промедление испытывает нас.
Наконец,
если Он медлит, значит занят чем-то более важным. В самом деле, есть очень
простая причина Божьего промедления: Бог ждет, пока другие будут спасены, в том
числе при нашем участии. Апостол Петр напоминает: «Не медлит Господь исполнением обетования,
как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто
погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2-е послание Петра 3:9). В то время как
мы спешим получить золотые венцы, множество людей гибнет без Бога. Бог имеет
все основания уделить им внимание. А мы можем не просто ждать в нетерпении, но
помочь Богу в том, что Он делает.
Наш Бог не
спешит. Он творил мир долгие дни. Он открывал Себя и говорил через пророков
целые тысячелетия. Он ждет уже двадцать веков, пока люди примут Его прощение. И
он работает с каждым из нас все мгновения, дни и годы нашей жизни.
Я рад, что
Он не спешит. Я благодарен, что Он ждал меня так долго, что все еще работает со
мной.
Кто знает
Бога, тот сам не спешит и Бога не торопит.
Если мы
встретились с Богом, то все главное уже случилось.
Если мы идем
по жизни с Ним, то ничего не пропустим и никуда не опоздаем.
Бог не
спешит, будем как Он.