Бог выше, чем мы думаем, и ближе, чем нам кажется
«Так говорит Господь: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо всё это соделала рука Моя, и всё сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушённого духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66:1-2)
В этих словах пророк Исаия передает важные слова Бога о Себе: Его невозможно контролировать, построив дом и ограничив этим местом; Он Сам все создал, поэтому Творец всегда выше творения и не может быть им ограничен и приручен; в то же время Бог Сам делает Себя близким и доступным для смиренных, сокрушенных, внимательных и послушных Ему.
Бог – далекий и близкий, высокий и доступный, трансцендентный и имманентный, потусторонний и воплощенный. Он здесь, Он ближе к нам, чем мы к себе. Но также Он там, Он не часть нашего тварного мира, Он радикально другой.
Этот атрибут Бога – сочетание трансцендентности и имманентности, — не совсем понятен для нас. Нам, находящимся во времени и пространстве, трудно удерживать эти истины вместе – как это может быть, что Он и там, и здесь?
В попытках облегчить понимание, упростить для своего разума эту тайну, люди впадают в ереси. Одна из них – думать, что Бог слишком далек и не очень интересуется нами, что Он как великий часовщик, завел часы и устранился. Другая – думать, что Бог слишком близок, что мы можем быть с Ним на ты. Но Бог и близок, и далек. Он выше, чем мы думаем. И Он ближе, чем мы смеем надеяться.
Он не подобен нам, поскольку Он вне времени и пространства. Он вне нашего мира, поскольку сотворил его. Но Он воплотился в нашем мире и человеческом теле, став подобным нам, чтобы спасти нас. Божественность и человечность соприсутствуют в Нем по Его доброй воле, без всякой необходимости. Это Его выбор, проявление Его любви
Это Его природа, но также Его добрая воля, благодать.
Слова из книги пророка Исаии напоминают нам о попытках Божьего народа понять и приблизить к себе Бога, чтобы покоиться в Его постоянном присутствии. Построить дом Богу – хорошее желание, хотя слишком человеческое. Царь Давид, а затем и Соломон, увлеклись этим проектом. В этом проекте проявились как добрые намерения, так и наивные представления. И в этой истории строительства храма есть важные уроки для нас.
Храм – это особое место, где высокий, далекий, потусторонний Бог может стать близким и доступным. Хорошо бы иметь такое место, не так ли? Давайте вспомним, как был построен первый храм в истории Израиля.
Как только Соломон укрепил царство, обеспечил мир и «покой отовсюду» (так что «не стало противника, и не стало более препон» (3 Царств 5:4), «начал он строить храм Господу» (6:1).
Давид задумал, Соломон не забыл отцовского желания, выполнил задуманное. В обоих случаях это было связано с особым чувством благодарности Богу за дарованные покой и процветание.
Давид подумал о храме именно тогда, когда «жил в доме своем и Господь успокоил его от всех окрестных врагов» (2 Царств 7:1). Он посчитал, что если царь живет в «доме кедровом», то несправедливо ковчегу Божьему находиться «под шатром»: «вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром» (2 Царств 7:2).
Бог не возражал против такого дара, хотя напомнил царю, что «не жил в доме.., но переходил в шатре и скинии» и не просил себе «кедрового дома», но был с Давидом «везде» (2 Царств 7:6-7,9).
Царь очень хотел иметь рядом с домом своим — дом Божий, постоянство Божьего присутствия, символ Божьей силы и личного покровительства.
Но Бог был и будет «везде». Он взял Давида «от овец», хранил его в злоключениях, сделал могущественным царем. Но также наказывал его и обличал. Бога нельзя закрыть в храме, нельзя сделать придворным и удобным.
Бог не отказывается от наших храмов, принимает наши подарки, но остается свободным, суверенным и верховным. Он Царь царей.
Когда Соломон на четвертый год своего царствования начал строить храм, Бог напомнил ему об условии, без которого храм останется пустым:
«Вот, ты строишь храм; если ты будешь ходить по уставам Моим, и поступать по определениям Моим, и соблюдать все заповеди Мои, поступая по ним, то Я исполню на тебе слово Мое, которое Я сказал Давиду, отцу твоему, и буду жить среди сынов Израилевых, и не оставлю народа Моего, Израиля» (3 Царств 6:12).
Храм без Бога – всего лишь камни и дерево. Бог живет среди нас тогда, когда вы верны Ему. Если мы не соблюдаем заповеди и отступаем от Бога, то никакие стены не смогут удержать Его присутствия. Никто, даже царь Соломон, не мог и не сможет управлять Богом.
Храм без Бога – самое ненужное здание в городе, самая пустая трата денег, самый страшный символ неверия и неверности.
Но если мы верим и верны Богу, то Он живет прямо среди нас – и в храме из камней, и в наших простых домах, и в наших сокрушенных сердцах.
Бог не будет жить в золотой клетке или любом другом отдельном месте.
Он хочет жить вместе с нами, Он хочет обитать в нас.
Увы, религиозные люди чаще всего не понимают эту простую истину: Бог любит людей, а не камни; общину, а не храм; народ, а не святое место. Но история религии говорит нам о бесконечных попытках присвоения Бога, использования в своих, человеческих нуждах.
Религиозные места выделяются для того, чтобы определить и ограничить зоны священного.
Царь Соломон при всей своей мудрости следовал этой логике.
Всевышний, верный Своему завету с Давидом, показывал Свое присутствие в облаке. Облако – не вещь. Его не присвоить и не закрыть в храме. Но Соломон продолжал гнуть свою линию: храм – это жилище Бога, место для Его пребывания вовеки.
Священники не могут стоять, явление славы Господней ломает порядок службы, но царь стоит на своем.
«И не могли священники стоять на служении по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень. Тогда сказал Соломон: Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле; я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе вовеки» (3 Царств 8:11-13).
Соломон знал историю, помнил о временах Моисея, когда слава Божья наполняла скинию, но при этом ориентировался на модели соседей, посматривал на Египет и Тир.
У Моисей было иначе. Храм не стоял на месте. У Бога не было места, у Бога был путь, и Бог вел скинию и народ за Собой.
«И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию. Когда поднималось облако от скинии, тогда отправлялись в путь сыны Израилевы во все путешествие свое; если же не поднималось облако, то и они не отправлялись в путь» (Исход 40:34-37).
Видение Иоанна Богослова приоткрывает удивительное будущее, в котором храма не будет.
«Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец» (Откр. 21:22).
В этом же мире мы все еще ищем те редкие места, где можно переживать славу Божью. Но слова Христа звучат все громче – как пророчество и вызов:
«Час наступает, когда будете поклоняться Отцу не на этой горе и не в Иерусалиме… Бог есть Дух» (Иоан. 4:21,24. РБО-2015).
Ничто не вызывало столько ненависти в адрес Христа как Его критика храмовой религиозности. Для иудеев храм стал важнее Бога. Поэтому воплощенный Бог оказался на кресте. А храм – в запустении. Пока не был разрушен римлянами в 70 году.
Интересная история храма, не так ли? Она понятна нам, потому что мы тоже хотим иметь себе храм. Иногда мы называем церковь храмом. Иногда наивно называем территорию церковного здания святым местом, думая, что Бог просто обязан быть здесь, чтобы бы мы не делали, как бы себя не вели.
Но вот вам еще одна история, выдуманная, но интересная. В своих Хрониках Нарнии известный христианский писатель К.С. Льюис говорит о льве Аслане, напоминающем Христа, так:
«Аслан будет приходить и уходить, когда ему вздумается. Сегодня вы увидите его, а завтра нет. Он не любит быть привязанным к одному месту <…> и, понятное дело, есть немало других стран, где ему нужно навести порядок. Не беспокойтесь. Он будет к вам заглядывать. Только не нужно его принуждать. Ведь он же не ручной лев» (К.С. Льюис. Хроники Нарнии).
Интересно, правда. Дети, читая книги Льюиса, запоминают важную истину: Аслан – не ручной лев. Пора и нам запомнить: Бог – не ручной.
Он – великий и страшный, потусторонний и совершенно иной. Он – Творец, мы – творение. И лишь по Своей великой любви Он преодолевает пропасть между нами и становится близким.
Что это значит для нашей повседневной жизни и наших жизненных решений? Три простых урока.
Во-первых, не забывай о величии Бога. Проявляй почтительность, смирение, благоговение перед Ним. Он всегда больше и выше нашего понимая и отведенного Ему места.
Во-вторых, дорожи близостью Божьей. Не принимай это как должное, благодари за каждое посещение, прикосновение, откровение. Бог был с нами сегодня? Он не должен был нам ничего. Это Его милость, щедрость, благодать.
В-третьих, учись поклоняться Богу в духе и на всяком месте. Открывать и познавать Бога в каждой сфере и мелочи жизни. Поклоняться Ему не только в церковном пространстве, но также в семье, на работе, на природе, и даже в болезни, трудностях, во время войны.
Помни: Бог – здесь и там, Он высокий и близкий. Он больше, чем храм. Поэтому дорожи Богом больше, чем храмом.
Твое сердце – храм. Мы вместе как община – храм. Вся вселенная – храм. Но главное – это Бог, наполняющий нас, пребывающий с нами, превышающий нас, удивляющий нас.