В Москве завершился Второй конгресс Всероссийского содружества евангельских христиан (ВСЕХ), проходивший 26-28 апреля. Конгресс собрал около 700 пасторов, теологов, проповедников, миссионеров из среды самых разных евангельских церквей России и других бывших советских республик.
Со времени первого конгресса (2009 г.) ВСЕХ стал зонтичным объединением не только для церквей, входящих в содружество, но и для общин других союзов; стал общей площадкой для общения, партнерства, выработки евангельской идентичности.
Как известно, ВСЕХ возник на почве конфликта с традиционными баптистскими церквами (РС ЕХБ), до недавнего времени считавшихся полноправными и главными преемниками евангельского движения второй половина XIX – начала XX вв. Начавшись как политический проект, в попытках легитимации ВСЕХ апеллировал к наследию Ивана Проханова, представляясь продолжателем этой прерванной исторической линии.
Независимо от оценок политической составляющей проекта ВСЕХ (явная конкуренция с РС ЕХБ, личные амбиции лидеров, провластная и урапатриотическая риторика, специфичная социальная позиция, сочетающая антизападничество, евразийство, русское мессианство с политически и экономическим активизмом), ему удалось предложить новую форму объединения для евангельских церквей.
Спрос на эту форму рос последние десять лет, с тех пор, когда традиционные евангельские союзы вступили в стадию застоя, когда привычные формы перестали соответствовать изменившимся социальным обстоятельствам и динамике церковного роста.
Независимо от воли организаторов, ВСЕХ объективно отвечает запросам на необременительную форму сотрудничества, децентрализованную модель взаимоотношений между родственными евангельскими церквами. Так что помимо старых конфликтов между баптистами и евангельскими христианами, традиционализмом и социал-активизмом, узким конфессионализмом и широким межцерковным объединяющим альянсом, идея ВСЕХ несет в себе новые возможности для диалога и партнерства союзов и церквей, когда никто не перестает быть собой, но все ощущают себя частью чего-то большего.
Российское движение евангельских христиан становится альтернативой традиционным союзам евангельских христиан-баптистов. Отличия очевидны — в структуре (сетевое взаимодействие без централизации), в межцерковном охвате (в рамках ВСЕХ возможно как общение разных союзов, так и отдельных поместных церквей, не покидающих своих объединений), в социальной позиции (активная контекстуализация в современных российских условиях), в теологии (преодоление традиционных внутрицерковных, малоактуальных споров).
В силу известной одиозности лидеров ВСЕХ, конгресс бойкотировался баптистскими церквами. Но неучастие официальных лиц РС ЕХБ не означает, что событие прошло без внимания соседей. За ходом конгресса и развитием ВСЕХ пристально наблюдают многие церкви и христианские организации.
Останется ли ВСЕХ амбициозным проектом отдельных лиц, используют ли его в политических целях, или возобладает здравомыслие и стремление к христианскому единству?
Идеи и лица конгресса подтверждали соседство и противоборство всех этих возможностей. Появление ВСЕХ открывает большие возможности для оживления евангельского движения в России. Будем надеться, что старые конфликты, личные амбиции и политические интриги лидеров не перечеркнут добрые начинания, благие пожелания, искреннюю веру большинства участников конгресса.