Для протестантов единство возможно только в Духе, разговор же о единстве организационном сразу настораживает.
Протестанты понимают, что есть более традиционные и более современные Церкви, есть общины с определенными акцентами в вероучении и практике, есть разные священнослужители, определяющие специфику церковной жизни (поговорка «каков поп, таков приход» справедлива и для протестантов).
И все это разнообразие внутри христианства выражает разницу в людях, их потребностях, уровнях, культурах. Человек обладает правом выбрать для себя Церковь, его нельзя обязать к вступлению в общину в силу рождения или «прописки».
Но при этом разнообразии возможно и единство в Духе – не в форме и не в организации.
Украинские христиане хорошо знают, что настоящее христианское единство возможно только при соприсутствии разных Церквей и разнообразии их традиций.
Когда конфессии не угрожают друг другу «воссоединением», «преодолением раскола» или «принуждением к миру», они могут «политически» успокоиться и сфокусироваться на духовной работе с прихожанами.
Если бы межконфессиональные и межцерковные напряженности не подогревались извне, в Украине христианство было бы многокрасочным, но мирным. Слава Богу, пока мир сохраняется, а в этом мире сохраняется «цветущая сложность» украинского христианства.
Единство Церкви возможно при понимании того простого факта, что Бог не отдал все дары, полномочия или «территории» в одни руки, не подчинил одному престолу.
Следовательно, христианское многообразие находит свое единство только в Нем.
И никакой богословский диалог или межконфессиональный экуменизм не приведет к общему знаменателю.
В человеческой и даже церковно-исторической части разница неистребима, общее – только в Христе, Главе Церкви.
Первая публикация: baznica.info