Online

2020. Что дальше?

2020. Что дальше?

Что дальше?

Христианский Мегаполис, 30 декабря 2019
Каждый Новый год мы встречаем с вопросом: что там дальше, впереди? В конечном итоге верующие люди знают, чем все закончится. Финал всемирной истории вроде бы им известен, но что будет с нами (да, да, не со всеми, а именно с нами!)? Что будет в ближайшем будущем (даже не послезавтра, а завтра!)? Эти вопросы волнуют, пожалуй, куда больше, чем всеобщий «конец света».
Подобная близорукость присуща представителям всех времен и народов, но в наши дни она сильно обострилась. Все меняется столь быстро и радикально, что никто больше ни в чем не уверен. Все больше людей чувствуют себя отстающими, выброшенными на обочину мирового прогресса. Восторг от скорости движения очень быстро сменяется ужасом неосмысливаемого хаоса. Мир кажется неуправляемым, логика перемен непонятной.
И все же многое из происходящего сейчас и ожидающего нас вскоре можно пояснить именно в свете вечной перспективы. Если мы ожидаем Божьего Царства, то сможем увидеть во всем его знаки, ведь в 2020 году мы будем ближе к Царству и сможем лучше разглядеть его черты. При этом мы будем острее переживать конфликт Царства с альтернативными, богоборческими версиями истории, в которых: 
  • «популизм» перестает быть ругательным словом и становится нормой политической жизни; 
  • фундаменталисты и прогрессисты готовы вешать друг друга на первом фонарном столбе;
  • понятие «демократия» вызывает свист и ярость, а образ «сильного вождя» – бурные овации;
  • мигрантов и беженцев становится все больше, а стены и заборы вырастают все выше;
  • стабильность бытовой жизни ценится выше человеческой свободы;
  • манипуляции над индивидуальным и коллективным сознанием становятся главным оружием массового поражения;
  • разрастается хаос в международных отношениях, все предыдущие договоренности теряют смысл и вес; 
  • западный мир утрачивает не только технологическое, экономическое и военное, но и моральное лидерство; 
  • стремительно развивающиеся технологии ставятся на службу тоталитарных режимов и террористов;
  • серьезное образование и толстые книги высмеиваются как старомодное и ненужное;
  • виртуальный мир занимает у людей больше времени, чем физическая реальность;
  • понятие объективной реальности размывается и исчезает; 
  • знаком времени становится «постправда», безразличие к истине, пренебрежение к фактам и сознательные манипуляции ею. 
В то же время уже в 2020 году мы увидим встречную волну, которая принесет людям, живущим подлинной духовной жизнью, прозрение и отрезвление. Почему так быстро? Потому что все популистские проекты направлены не на долгосрочные преобразования, а на кратковременное одурманивание.
Я уверен, что уже вскоре многие христиане переживут горькое разочарование в своем политическом (а вместе с тем и моральном) выборе. Особенно это касается евангельских верующих в США, России, Украине. 
Я надеюсь, что люди разумные станут меньше «постить» или бесцельно бродить в социальных сетях, чтобы больше читать и думать, что все больше людей сможет увидеть теневую сторону новых технологий и ограничить их влияние на свою жизнь. 
Я верю, что на фоне болезненных прозрений будет расти спрос на качественное богословие, а не «сладкую вату» дешевого популизма, что книги и проповеди великих и не очень великих учителей не заменят собой Библию и нашу личную увлеченность ею.
Я тешу себя надеждой, что мои братья и сестры научатся отличать «консервативные ценности» от евангельских истин, а либеральные утопии от самого Божьего Царства.
Я хотел бы видеть наши церкви переполненными, чтобы в них было место грешникам самого разного цвета кожи, самых разных взглядов и убеждений, чтобы наши церкви были куда большим, чем закрытыми клубами «однопартийцев». 
В 2020 году каждый из нас может стать вестником Божьего Царства, которое в отличие от этого мира всего лишь начинается, и потому никуда не спешит. 
Мы можем быть вестником добрых перемен, когда принимаем разные мнения и разных людей без поспешных оценок и выстрелов на расстоянии, когда не боимся других и чужих, когда в ближнем и дальнем видим Христа, когда не кланяемся никому, кроме Бога, когда внимательны к фактам и любим правду, когда совесть дороже успеха, когда наш повседневный выбор определен видением вечного Божьего Царства. 
Здесь вспоминаются слова апостола Петра, который не имел никаких иллюзий относительно будущего: «земля и все дела на ней сгорят». Поэтому вопрос о будущем он переводит в вопрос о нас, о нашем поведении: «Если так всё это разрушится, то какими до́лжно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия» (2Пет.3:11-12). Я помню, как в детстве учил на память эту главу и уже тогда обратил внимание на вопрос: «… какими до́лжно быть <…> вам?»
В канун 2020 года я говорю себе так: 
  • не буду давать поспешные оценки и характеристики, расклеивать лейблы и ставить штампы;
  • не буду спорить о политическом выборе других людей;
  • не буду следовать за большинством, даже если оно называется «моральным» или самым что ни есть христианским;
  • буду осторожнее и разборчивее в выборе друзей и союзников;
  • буду больше общаться лицом к лицу, чем в социальных сетях;
  • буду взвешивать каждое слово, чтобы оно служило миру и правде; 
  • буду больше думать о странниках и пришельцах, о незамеченных и униженных; 
  • буду фокусироваться скорее на малых добрых делах, чем на больших утопиях;
  • буду больше размышлять о Царстве Божьем, и о том, как в свете грядущего Царства должна выглядеть моя жизнь в этом мире; 
  • буду гражданином Царства и верноподданным Царя, но также добрым и терпеливым ко всем своим земным соседям, милосердным и щедрым к ближним и дальним, к своим и чужим; 
  • буду больше переживать не о том, что будет, но о том, каким мне должно быть.