Online

На земле, как на небе

На земле, как на небе

«На земле, как на небе»

Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого (Луки 11:2-4).
Что такое Царство Божье – небесная, духовная, параллельная, таинственная, скрытая реальность, невидимая для земных людей? Или это реальность всеобъемлющая, охватывающая собой и небо, и землю, и духовное, и материальное, и Божеское, и человеческое, и вечное, и временное?
Где взять основание для надежды, что наш мир не покинут Богом и может быть изменен к лучшему? Почему мы должны быть активными и ответственными за преобразование общества? Почему Божье Царство не только «там», но и «здесь»?
Эти вопросы возникают непременно у каждого, кто вдумчиво читает слова Иисуса и молится согласно им. Что имел ввиду Иисус, о чем мы можем или даже должны просить? О скорейшем завершении земной жизни и вступлении в потустороннее Царство Божье или о пришествии Царства в нашу земную жизнь, чтобы и земное и небесное было покорено одному Царю? Можем ли мы осмелиться, дерзать, просить о преображении нашей земной жизни так, чтобы в ней отразилось небо? Можем ли мы, не дожидаясь “там”, уже “здесь” увидеть Царство Божье, строить, расширять его, радоваться ему, жить в нем?
Следуя образцовой молитве Иисуса, мы молимся не только о Царстве, которое придет «когда-то», но и о воле Божьей, которая проявляется уже «здесь и сейчас» – в подавании насущного хлеба и прощении грехов, в избавлении от искушений и зла.
Согласно распространенному мнению, слова «на земле, как на небе» относятся во всем трем просьбам — «прославлению Имени», «приходу Царства» и «исполнению воли». Не может быть Царство «там», воля «здесь», а слава «потом».
Его Царство везде – и «там», и «здесь»; оно наступило, наступает и наступит. Он уже прославлен, но в конце явится во всей славе. Если мы желаем исполнения Божьей воли на земле, то потому, что служим Его Царству и Его славе. Или Он – Царь Царей, Его Царство уже наступило, Его воля достойна исполнения, а Он – прославления; или Его статус под сомнением и Его Царство – туманный вопрос вопрос далекого будущего. Если Он Царь всего, неба и земли, то Его слава, Царство, воля распространяются и на землю, и на общество, и на приземленные, временные вопросы.
«Земля» и «небо» — не «внизу» и «вверху», это разные образы одного и того же мира, разные способы одной и той же жизни. «Небо» — не отдельная сфера, не «то, что над землей», но образ мира, соответствующий Божьему замыслу. «Земля» же — отпавшая от Бога часть реальности, мир без Бога.
«На земле, как на небе» — пожелание Иисуса и молитвенная просьба христиан о восстановлении первоначальной гармонии, когда Бог обитал с человеком и царствовал над всем, а человек послушано и радостно управлял доверенной «землей».
Сегодня же «между землей и небом война». Это то, что видно неверующим глазом, это то, о чем поют и пишут. И если поддаваться на это «реалистичное» описание конфликта земли и неба, то мы никак не увидим Царство Божье, которое уже здесь, уже началось.
«Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: „вот, оно здесь», или: „вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20,21). Т.е. Царство Божье на земле присутствует, хотя и неприметным, не всеми узнаваемым способом.
Между тем, «исполнилось время, приблизилось Царство Божье» (Марк 1:15). Это значит, что Царство Божье наступает, зреет, приближается. Оно уже есть, но еще не во всей полноте. Нельзя сказать, что «вот, оно здесь» или «вот, там», но тем более нельзя сказать, что его нет.
Природа Царства такова, что оно везде, но не всем видимо. Оно уже есть, но не во всей полноте.
Структура реальности религиозного человека, воспитанного в христианской традиции, и структура реальности, о которой говорил Сам основатель христианства, отличаются. В первом случае мир делится на два — дольний и горний, которые противостоят; во втором случае земное и небесное примиряются.
«Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (Кол. 1:19-20).
Иисус Собой примиряет землю и небо, восстанавливая единство мира и полную власть над ним. Его Царство – не часть, но целое, не ограниченная территория, но все видимое и невидимое.
Христос восстанавливает единство земного и небесного. Это уже не наша фантазия, когда мы видим небесное в земное. Это не только наше желаемое, это уже действительное. Это Его воля и Его победа. Это смысл и тайна Его воплощения. Это Его план относительно земли и человека – не заменить падший мир новым «духовным» миром, но преобразить и возвысить, охватить и соединить, чтобы Бог и Его Царство были «все во всем».
Понимая смысл молитвы «Отче наш» и молясь ею, христиане не могут позволить себе проводить жизнь в пассивном ожидании нового неба и томлении по Царству. Они уже часть Царства, они уже внутри него, а оно внутри их. Они живут ради него, представляя его интересы, расширяя его пределы.
«Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава» (Матф. 6:13). У христиан есть полномочия и сила возвещать Царство Божье, отвоевывая для него все новые и новые территории, приглашая всех противников примириться и стать его частью. Исповедание Божьего Царства, силы, славы — лучшее свидетельство миру и утешение для христиан. Церковь не ждет конца мира и не страшится завтрашнего дня, она уже живет в свете Царства и приближает его окончательное торжество.
Призывая Царство Божье, исполняя Его волю и прославляя Его Имя «на земле, как на небе», христиане открывают возможность исцеления себе и мира от болезненной раздвоенности на земное и небесное, соединяют под Его началом все измерения реальности. Это объединение и влияние – не проект христианской политики, культуры или бизнеса, не новый крестовый поход против секулярного века. Началом Царства является новая жизнь «внутри». «На земле, как на небе» начинается изнутри, с ценностей Царства, которые меняют взгляд; с жизни Божьей, которая вливается в человека; с любви и ответственности за жизнь ближнего и за жизнь мира.
Царство Божье придет не приметным образом – не через христианский парламент или христианские корпорации, не через христианскую революцию или утопию, но через рождение свыше, появление нового человека. С рождением свыше нового человека рождается новый мир, новое общество, новые ценности, новые отношения.
Царство Божье приходит тихо, мирно, проявляясь и светясь изнутри, разгораясь все сильнее. Желая приблизить Царство, воплотить его «здесь и теперь», стоит начинать не с проектов, а с молитвы, созерцания и прошения. Словами «Отче наш…» Иисус учит не только молитве о Царстве, но и способу его приближения, воплощения, проявления. Это простой и верный путь пришествия Царства – молить о нем Бога и тем самым открыть для него дверь нашей жизни, чтобы небо могло спуститься и быть на земле. Или еще проще – молиться, чтобы тем самым открыть дверь нашей реальности Богу и Его Царству, ведь без Него и на небе скучно, а с Ним и земля – как небо. С Ним жизнь на земле – как на небе.
Сквозь толщу веков для нас, как некогда для первых учеников, ободряюще и вдохновляюще звучат таинственные и величественные слова Христа: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Матф. 28:18). Полнота Его власти распространяется на темное прошлое, сложное настоящее и пугающее будущее; на все народы и культуры – от культурной ойкумены до дикого «края земли»; на все сферы жизни – от религиозной до самой грязной политической и самой скучной бытовой. Наше право и ответственность, сила и утешение – исповедовать и возвещать власть и славу Его Царства как уже наступившего и еще наступающего для всех и везде. «Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Фил. 2:10).