1025 лет назад Киевская Русь сделала свой исторический выбор в пользу христианства. Крещение Руси стало символическим событием – погружением в новую веру, новую культуру, новую эпоху. Киевские князья сделали решительный шаг из варварства в цивилизацию. Если угодно, это был первый проект интеграции маргинальных русских земель в мир христианской цивилизации. Ведь можно было принять коптское или эфиопское христианство, но князей привлекало не только христианство, но и цивилизация, основанная на христианстве – богатство культуры, благополучие христианских народов, мощь государств.
В сознании просвещенных русичей эти вещи были связаны – правильная вера и высокий уровень жизни. Выбор веры был не только духовным решением, но и решением социальных, экономических, политических вопросов.
Митрополит Иллариона в своей знаменитой проповеди говорил о крещении как о заре новой жизни для всего народа: «Вера благодатная по всей земле распространилась и до нашего народа русского дошла. И законническое озеро высохло, евангельский же источник наполнился вод и всю землю покрыл, и до нас разлился… Да если кто и не любовью, то из страха (перед) повелевшим крестился — ибо было благоверие его с властью сопряжено. И в одно время вся земля наша восславила Христа с Отцом и со Святым Духом… Тогда начал мрак идольский от нас отходить, и заря благоверия явилась. Тогда тьма бесослужения сгинула, и слово евангельское землю нашу осияло».
Слово прозвучало, но было забыто. Свет померк. В сделанном решении усомнились. Веры отреклись.
Крещение – не тольо благословение для народа, но и его обет Богу, обещание верности. Если это обещание нарушается, начинается руина. Если история нашей цивилизации начинается с крещения, то восстановление возможно только через возвращение к этому событию, через обновление данного обета.
1025 лет спустя мы снова стоим на том же месте – мы, наследники Киевской Руси, дети Владимирова Крещения, хотим духовного обновления, погружения в настоящую веру, сознательного принятия христианских истин. Но также мы ожидаем, просим, молим Бога об изменении всей нашей жизни в соответствии с принципами веры. Мы мечтаем о христианской стране, в которой будут верить и жить по Евангелию.
Празднуя исторический выбор нашего народа, мы должны сегодня спросить себя, что не так с крещением? Почему правильная вера не спасла наш народ от руины, рабства, междоусобиц? Почему при таком духовном богатстве мы живем так бедно? Почему верим правильно, ортодоксально, а живем как придется? Почему мы до сих пор топчемся на месте, смотря по сторонам, завидуя соседям, сравнивая их веры, будто мы еще не сделали свой выбор? Почему наша христианская история так бедна, что Владимирово Крещение Руси остается чуть ли не единственным объединяющим событием?
Крещение Руси вызывает много вопросов еще и потому, что библейское учение о крещении предполагает веру крещаемого. Когда ссылаются на поручение Христа «крестить все народы» (Матф. 28), то упускают другие соседние слова – «научите все народы», «уча их». Крещение должно быть подготовлено. Народы должны быть просвещены Словом Божьим, а после крещения должны возрастать в учении, жить по учению.
Мы должны быть благодарны Богу за таких великих духовных учителей как митрополит Киевский Илларион, оставивший нам выдающуюся проповедь «О Законе и Благодати», но таковых было мало. В народе не знали закона, а тем более не знали благодати. Стоит напомнить, что лишь в девятнадцатом веке Слово Божье стало массово доступным для народа. В том же веке народ, открывший для себя Писание, стал задавать вопросы о крещении – каким оно должно быть, что нужно переосмыслить в своей вере и что изменить в своей жизни. Не случайно в XIX века возникает евангельское движение, наследниками которого являются современные баптисты, т.е. сторонники сознательного «погружения» в воду, сознательного «погружения» в веру.
Так 11 июня 1869 г. житель украинского села Карловки Ефим Цымбал потребовал от немецких колонистов крестить его по вере, что было неожиданно, но в чем руководство общины братских меннонитов отказать не смогло. С этого момента крещения по вере приняли массовый характер. «Веруешь ли, что Иисус Христос – Сын Божий? Обещаешь ли служить Богу в доброй совести?» — эти вопросы требовали сознательного решения, удостоверяли свободный и ответственный поступок крещаемого. Можно говорить, что распространение Писания и крещения по вере были второй волной протестантизма в Украине, но я предпочитаю говорить о евангельском пробуждении, которое коснулось всех, в том числе крещенных не по вере, не по благодати, а по закону, указу, привычке.
Сегодняшний вопрос о Крещении Руси адресуется каждому из наследников этой истории. Подобно древним патриархам, князь Владимир от имени народа заключил завет с Богом. Но сегодня нам нужно подтверждение и обновление этого завета – на личном, свободном, сознательном уровне. Веруешь ли? Обещаешь ли?