…Один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же Лк 10:25–37
***
Законники всех времен и народов видели свою «работу» в сохранении традиции, разоблачении ересей, реализации священной власти от имени самого Бога. Происходящее в обществе – бедность, несправедливость, беззаконие – их не касалось.
В ответ на их хитрый вопрос («кто мой ближний», т.е. «разве меня касаются проблемы окружающих»?) Христос рассказал историю о добром самарянине. Разбойники ограбили, избили, и бросили умирать прохожего. Священник и левит прошли мимо. Помог чужак, самарянин.
Эта притча – о нас. О наших ближних. О наших левитах и священниках. О добрых самарянах, которые живут рядом. Где Он? С кем мы, кто мы?
Последние дни высветили две вещи, которые я знал и раньше, но предпочитал не трогать.
Во-первых, очень много людей в Церкви боятся свободы и правды, ищут в религии лишь комфорта. Во-вторых, очень много людей за пределами Церкви, которых обзывают «гуманистами» и «материалистами», готовы пожертвовать комфортом и даже жизнью ради свободы и правды.
Меня пугает, как много христиан гнут голову перед бандитами в законе, «чтобы по башке не дали» (это цитата выступления обделенного орденами иерарха), или чтобы лишний титул и медальку пожаловали (это пожелания более приспособленных).
Напротив, меня радует, как много небезразличных добрых самарян, можно встретить вне Церкви. Хотя за Церковь становится грустно…
Выходит, что образ Божий в человеке бывает виднее в людях внешних, не церковных. Выходит, что Бога вне церковной ограды никак не меньше, а может и побольше.
Где Бог в этой ситуации?
Может Он там, в том храме, в том священном пространстве, куда спешили безучастные к ближнему священник и левит? Или Он пришел на помощь в образ самарянина и живет среди самарян? Если Он не в храме, то без Него зачем нам храм? Не сказал ли Он самарянке: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе этой, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Иоанн. 4:21, 24).
Наступает время, настало уже… Вспомнить о ближних. О бедах и нуждах нашего общества. Именно там можно встретить Бога и служить Ему, т.е. служить людям вместе с Ним.