Прошлого уже нет. Будущего еще нет.
Майдан освободил от занимаемых мест, привычной жизни, накопленных благ и статусов.
Многие из государевых слуг стали бывшими. Дворцы открыты на показ. Топчут портрет вчерашнего царя, об имя вытирают ноги. «Бывшим» приходится прятаться, менять маски и документы.
Все это коснется не только «их».
Мы все освобождены. От себя, от «них», от старой системы отношений. Нет смысла делать то и так, как раньше. Уже не работает. Нет смысла говорить то, что раньше. Никто не будет слушать. Все изменилось – темы, проблемы, тональность, задачи, смыслы, вопросы.
Жизнь разделилась на «до» и «после» Майдана.
Неожиданным образом Майдан избавил нас от занятости собой, цинизма, безответственности, и вернул к ценностям свободы, сочувствия, солидарности.
Христианство освобождается, разгружается от ненастоящего, пафосного, показного. В дворцах вельмож много икон, но нет Христа. Есть мощи святых, есть украденные святые книги, но нет совести.
В свете этого и мое христианство обнуляется – я думаю о простейших вещах, хочу понять самое важное в своей вере и отделить это важное от выгоды, подражания, моды, привычки. Я чувствую, что особождаюсь от религии, которая была частью этого старого мира и поддерживала его. Это происходит как-то само собой. Я лишь наблюдаю и переживаю то, что запущено ходом событий. Боюсь, потому что не знаю, к чему все это приведет. Радуюсь, потому что чувствую, что это настоящая жизнь, отмирание старого и рождение нового.
В эти дни особенно звучат слова Христа: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Иоанна 12,23-25). Здесь – условие нашего возрождения. Можно жить «бывшим», жить тенью. А можно воскреснуть к жизни настоящей.
Он умер и воскрес. Мы тоже проходим через смерть к новой жизни. Жизнь, тем более новая жизнь, – у Него. Так что будущее – во власти Христа.
Он освобождает нас от прошлого ради будущего. Все происходящее – под знаком Его грядущего Царства. Вся наша история – история освобождения.
В истории мира Майдан – эпизод. Но для нас и нашего народа он может стать ключевым моментом, если будет понят и принят именно так.
Это прощание с советизмом, «моей хатой с краю», витринной религиозностью не пройдет легко, но только через него лежит путь в будущее. У меня внутри освобождение уже идет, отделяется часть меня, все это больно и страшно, но я этому отчаянно рад.