Моисей убеждает
народ держаться заповедей Господних, хранить верность и чистоту веры.
народ держаться заповедей Господних, хранить верность и чистоту веры.
Некоторых он
спасает страхом, напоминая, как истреблял Господь идолопоклонников (Втор. 4:3).
спасает страхом, напоминая, как истреблял Господь идолопоклонников (Втор. 4:3).
Но в целом
предпочитает другой аргумент – не силы и страха, но близости и милосердия.
предпочитает другой аргумент – не силы и страха, но близости и милосердия.
Оглядываясь на
долгий проделанный путь, осматриваясь средь покоренных земель, вспоминая чудеса
и победа Господни, Израиль должен был ценить близость Божью, беречь ее как
самое главное.
долгий проделанный путь, осматриваясь средь покоренных земель, вспоминая чудеса
и победа Господни, Израиль должен был ценить близость Божью, беречь ее как
самое главное.
«Ибо есть ли
какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам
Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?» (4:7), — вопрошал Моисей у народа.
какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам
Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?» (4:7), — вопрошал Моисей у народа.
Бог дал свободу,
добрую землю, справедливые законы, Свое покровительство и защиту. Он близок, Он окружает заботой и любовью Свой
народ.
добрую землю, справедливые законы, Свое покровительство и защиту. Он близок, Он окружает заботой и любовью Свой
народ.
Но при Своей
близости Он устанавливает дистанцию – должно быть благоговение и не должно быть
никакого панибратства, никаких манипуляций. Поэтому запрещены все изображения
Бога. Рукотворные боги связываются с развращением, с вседозволенностью.
Рукотворный бог – ручной, прирученный божок, которым можно вертеть.
близости Он устанавливает дистанцию – должно быть благоговение и не должно быть
никакого панибратства, никаких манипуляций. Поэтому запрещены все изображения
Бога. Рукотворные боги связываются с развращением, с вседозволенностью.
Рукотворный бог – ручной, прирученный божок, которым можно вертеть.
С Богом
Израилевым не так. Он видит все, но
остается невидимым. Он близок, но пребывает в свете неприступном (1 Тим. 6:16).
Израилевым не так. Он видит все, но
остается невидимым. Он близок, но пребывает в свете неприступном (1 Тим. 6:16).
Потому Моисей
настойчиво увещевает: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого
образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня» (4:15).
настойчиво увещевает: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого
образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня» (4:15).
Бог предвидит и
предвещает, что народ согрешит, что обратится вослед идолов, что будет рассеян.
Но Он остается близким даже в рассеянии, даже на путях неверности: «Когда все
это постигнет тебя… обратишься к Господу, Богу твоему, и послушаешь гласа Его.
Господь, Бог твой, есть Бог милосердый; Он не оставит тебя, и не погубит тебя»
(30-31).
предвещает, что народ согрешит, что обратится вослед идолов, что будет рассеян.
Но Он остается близким даже в рассеянии, даже на путях неверности: «Когда все
это постигнет тебя… обратишься к Господу, Богу твоему, и послушаешь гласа Его.
Господь, Бог твой, есть Бог милосердый; Он не оставит тебя, и не погубит тебя»
(30-31).
Он высок,
превознесен, но Он же доступен и отзывчив. Он иной, чем мы, но Он любит нас.
превознесен, но Он же доступен и отзывчив. Он иной, чем мы, но Он любит нас.
Вот главное, что
нужно знать о Нем: «Господь есть Бог на небе вверху и на земле внизу и нет еще
кроме Его» (39).
нужно знать о Нем: «Господь есть Бог на небе вверху и на земле внизу и нет еще
кроме Его» (39).
Он всюду. Он
окружает нас. Он идет впереди, но может изменить даже прошлое. Он говорит из
сердца, но может и из огня. Но Он не подвластен нам, нашему воображению, нашим
схемам, нашим интересам. Мы должны быть послушны Ему и верны. Он – Бог, и никто
кроме Него. И пусть мы Его не видим, мы можем слышать Его голос и идти за Ним,
узнавая о Нем больше, сближаясь, в сближении преображаясь. Когда Он захочет нам
показаться – мы увидим Его. Но никак не «по моему хотенью».
окружает нас. Он идет впереди, но может изменить даже прошлое. Он говорит из
сердца, но может и из огня. Но Он не подвластен нам, нашему воображению, нашим
схемам, нашим интересам. Мы должны быть послушны Ему и верны. Он – Бог, и никто
кроме Него. И пусть мы Его не видим, мы можем слышать Его голос и идти за Ним,
узнавая о Нем больше, сближаясь, в сближении преображаясь. Когда Он захочет нам
показаться – мы увидим Его. Но никак не «по моему хотенью».
Почему нам так
нужны образы?
нужны образы?
Можем ли мы
переживать Божью близость без них?
переживать Божью близость без них?
0
0
1
390
2226
ASR
18
5
2611
14.0
Normal
0
false
false
false
EN-US
JA
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Table Normal»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:12.0pt;
font-family:Cambria;
mso-ascii-font-family:Cambria;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Cambria;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;}
Как мы можем
чувствовать, слышать, познавать Бога в благоговении перед Его Тайной, без нашей
самоуверенности и познавательных шаблонов?
чувствовать, слышать, познавать Бога в благоговении перед Его Тайной, без нашей
самоуверенности и познавательных шаблонов?