По причине наших грехов закрывается небо.
Нет воды земле, скоту, простым людям, священникам, царям.
Неверность людей обрекает весь мир на страдание.
«Вельможи посылают слуг своих за водою; они приходят к колодезям и не находят воды; возвращаются с пустыми сосудами; пристыженные и смущенные, они покрывают свои головы. Так как почва растрескалась оттого, что не было дождя на землю, то и земледельцы в смущении и покрывают свои головы. Даже и лань рождает на поле и оставляет [детей], потому что нет травы. И дикие ослы стоят на возвышенных местах и глотают, подобно шакалам, воздух; глаза их потускли, потому что нет травы» (Иер. 14:3-6).
Господь не дает дождя, но при этом дает Свое слово «по случаю бездождия» (1), поясняет Своему настоящему пророку причину происходящего.
Всевышний повелевает Иеремии не молиться во благо народу, поскольку Он больше не принимает молитв.
Небо закрыто – оно не дает своих благословений и не принимает жертв и просьб людских.
Это тот случай, когда молиться и поститься — значит гневить Бога еще больше прежнего. Это тот случай, когда обращение к Богу после всего содеянного против Него становится наглостью и мерзостью.
«Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом, и моровою язвою истреблю их» (12).
Бог не принимает и тех, которые именуются Его представителями – самозванных, самоуверенных и лживых пророков процветания и мира:
«Так говорит Господь о пророках: они пророчествуют именем Моим, а Я не посылал их; они говорят: ‘меча и голода не будет на сей земле’: мечом и голодом будут истреблены эти пророки, и народ, которому они пророчествуют, разбросан будет по улицам Иерусалима от голода и меча, и некому будет хоронить их, —они и жены их, и сыновья их, и дочери их; и Я изолью на них зло их» (15-16).
На тех, кто не хочет понимать глубину своего падения и степень своей вины, кто убежден в безнаказанности в силу своей избранности, Бог изольет зло вместо дождя.
И единственное, что Он примет со стороны людей – это их слезы.
« И скажи им слово сие: да льются из глаз моих слезы ночь и день, и да не перестают» (17).
Когда не льется дождь, мы должны лить слезы.
Не потоки лживых пророчеств о том, что «все будет хорошо».
Не редкие слезки капризных детей.
Но слезы грешников, к которым приходит прозрение и тошнота от совершенных преступлений, а вслед за этим – полное принятие Божьей воли, готовность нести заслуженное наказание и робкая надежда на то, что однажды Божий гнев сменится милостью.
Тогда наши настоящие, плачущие пророки смогут предстать пред Господом, чтобы воздать Ему славу и довериться Его суду и милости:
«Есть ли между суетными [богами] языческими производящие дождь? или может ли небо [само собою] подавать ливень? не Ты ли это, Господи, Боже наш? На Тебя надеемся мы; ибо Ты творишь все это» (22).