Не перестаю удивляться, как много странных фраз
о Боге могут придумать христиане, как легко они берутся представлять Его,
защищать и “прославлять”. Некоторые фразы самоуверенных “богословов” просто
поражают.
о Боге могут придумать христиане, как легко они берутся представлять Его,
защищать и “прославлять”. Некоторые фразы самоуверенных “богословов” просто
поражают.
Так Джон Пайпер в одной из своих довольно старых проповедей представил Бога себялюбивым:
“Бог – единственное Существо в мироздании, для
Которого быть сосредоточенным на Себе или стремиться к собственной славе –
значить проявлять наивысшую любовь. Для Него возвышение Себя есть высочайшая
добродетель. Когда Он делает все «в похвалу славы Своей», Он
сохраняет для нас и дает нам то единственное в мире, что может утолить нашу
жажду. Бог – для нас, и потому Он был, есть и будет прежде всего для Себя.
Прошу вас, не нужно негодовать при мысли о том, что Божья любовь прежде всего
обращена на Него Самого. Научитесь понимать, что в этом – источник вашей вечной
радости”.
Которого быть сосредоточенным на Себе или стремиться к собственной славе –
значить проявлять наивысшую любовь. Для Него возвышение Себя есть высочайшая
добродетель. Когда Он делает все «в похвалу славы Своей», Он
сохраняет для нас и дает нам то единственное в мире, что может утолить нашу
жажду. Бог – для нас, и потому Он был, есть и будет прежде всего для Себя.
Прошу вас, не нужно негодовать при мысли о том, что Божья любовь прежде всего
обращена на Него Самого. Научитесь понимать, что в этом – источник вашей вечной
радости”.
Критикуя слишком человеколюбивых евангельских
верующих, он посетовал:
верующих, он посетовал:
“Ни один из моих сыновей никогда не приносил домой из
воскресной школы тетрадь с темой урока: «Бог любит Себя больше, чем
тебя». Но ведь это так, это именно так”.
воскресной школы тетрадь с темой урока: «Бог любит Себя больше, чем
тебя». Но ведь это так, это именно так”.
Я лично сомневаюсь, что
это «именно так». И я бы не хотел, чтобы мои дочери приносили из воскресной
школы такие записи.
это «именно так». И я бы не хотел, чтобы мои дочери приносили из воскресной
школы такие записи.
Сегодня Пайпером питаются миллионы евангельских
верующих, так что личные странности проповедника – часть более масштабных
странностей, присущих современному христианству в целом.
верующих, так что личные странности проповедника – часть более масштабных
странностей, присущих современному христианству в целом.
Не выдержав вопросов и сложностей нашего
времени, люди ищут простых ответов. И фундаментализм оказывается всегда под
рукой. Все христианство, вся Библия, вся церковная история упрощаются,
вмещаются в несколько лозунгов.
времени, люди ищут простых ответов. И фундаментализм оказывается всегда под
рукой. Все христианство, вся Библия, вся церковная история упрощаются,
вмещаются в несколько лозунгов.
Все неудобное сложное, включая “золотой стих
Библии” о любви Бога к человеку рискует быть вычеркнутым.
Библии” о любви Бога к человеку рискует быть вычеркнутым.
Бог любит Сам Себя, а ты кто такой, чтобы
спрашивать вот такого Бога?
спрашивать вот такого Бога?
Можно попытаться спросить, зачем же тогда такой
самодостаточный и себялюбивый Бог создавал и спасал человека, но вряд ли этот
вопрос будет принят с подобающей серьезностью. Ответ на все один: для славы
Бога.
самодостаточный и себялюбивый Бог создавал и спасал человека, но вряд ли этот
вопрос будет принят с подобающей серьезностью. Ответ на все один: для славы
Бога.
И тем не менее, я все же сомневаюсь, что для
славы Бога сгодятся все наши глупости и мракобесия.
славы Бога сгодятся все наши глупости и мракобесия.
Мне прислали линк на проповедь Пайпера в
момент, когда на рабочем столе лежала открытая книга Юргена Мольтмана “Дух
жизни”.
момент, когда на рабочем столе лежала открытая книга Юргена Мольтмана “Дух
жизни”.
“Триединый Бог в единстве Отца, Сына и Святого Духа сам есть открытое и
гостеприимное общение (выделено мной, — М.Ч.), в котором находит себя все творение… Изолированная и
лишенная отношений жизнь, то есть в буквальном смысле жизнь индивидуальная,
неделимая, противоречила бы самой себе,” – читал я у Мольтмана.
гостеприимное общение (выделено мной, — М.Ч.), в котором находит себя все творение… Изолированная и
лишенная отношений жизнь, то есть в буквальном смысле жизнь индивидуальная,
неделимая, противоречила бы самой себе,” – читал я у Мольтмана.
Бог есть
общение в Себе, а потому разглагольствования о Его “сосредоточенности на себе”
– по меньшей мере дерзкая невежественность.
общение в Себе, а потому разглагольствования о Его “сосредоточенности на себе”
– по меньшей мере дерзкая невежественность.
0
0
1
474
2644
ASR
51
10
3108
14.0
Normal
0
false
false
false
EN-US
JA
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Table Normal»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:12.0pt;
font-family:Cambria;
mso-ascii-font-family:Cambria;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Cambria;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;}
А может быть и хуже. Стремясь быть более
евангельскими, чем само Евангелие, пренебрегая “общением Святого Духа” и
полнотой Церкви в многообразии ее традиций, можно зайти слишком далеко –
говорить о Боге столь категорично и самоуверенно, что Он будет вынужден
замолчать, а может быть даже уйти.
евангельскими, чем само Евангелие, пренебрегая “общением Святого Духа” и
полнотой Церкви в многообразии ее традиций, можно зайти слишком далеко –
говорить о Боге столь категорично и самоуверенно, что Он будет вынужден
замолчать, а может быть даже уйти.
Тогда мы сможем говорить о Нем что угодно. В
пустоте наши слова будут звенеть еще громче, отскакивая друг от друга в
окружающую нас темноту.
пустоте наши слова будут звенеть еще громче, отскакивая друг от друга в
окружающую нас темноту.