Юбилей
лютеровской Реформации не принес исцеления старым ранам. Католики и
православные так и не поняли, почему они должны радоваться этому празднику
вместе с протестантами. Но и сами протестанты разделились в своем отношении к
событиям тех давних лет, да и к самой идее Реформации. Как правильно понимать
Реформацию? Кто может ее правильно представлять? Кто вправе претендовать на это
имя и возможное наследство?
лютеровской Реформации не принес исцеления старым ранам. Католики и
православные так и не поняли, почему они должны радоваться этому празднику
вместе с протестантами. Но и сами протестанты разделились в своем отношении к
событиям тех давних лет, да и к самой идее Реформации. Как правильно понимать
Реформацию? Кто может ее правильно представлять? Кто вправе претендовать на это
имя и возможное наследство?
Несколько лет
назад преподаватель реформатской семинарии Дмитрий Бинцаровский написал
блестящее эссе «Протестантизм без Реформации». Он верно подметил, что наш
постсоветский протестантизм обходится с историей и богословием очень вольно и
отстоит от Реформации очень далеко. Я бы
сказал, что местные потомки Реформации так же далеки от нее, как местные
православные от православия.
назад преподаватель реформатской семинарии Дмитрий Бинцаровский написал
блестящее эссе «Протестантизм без Реформации». Он верно подметил, что наш
постсоветский протестантизм обходится с историей и богословием очень вольно и
отстоит от Реформации очень далеко. Я бы
сказал, что местные потомки Реформации так же далеки от нее, как местные
православные от православия.
Общая оценка
богословской содержательности и сознательности нашего протестантизма, данная в
этом эссе, вряд ли подлежит сомнению. Хотя здесь чувствует большее – не столько
самокритика протестантского сообщества, сколько высокомерная критика со стороны
реформатского кружка (настоящих протестантов!) в адрес баптистов и других
протестантов второй волны. Дошло до того, что некоторые реформатские церкви
отказались праздновать вместе с протестантским большинством даже «День подяки»
на Хрещатике – настоящие не могут быть с ненастоящими, наследники не могут
стать рядом с самозванцами или незаконнорожденными.
богословской содержательности и сознательности нашего протестантизма, данная в
этом эссе, вряд ли подлежит сомнению. Хотя здесь чувствует большее – не столько
самокритика протестантского сообщества, сколько высокомерная критика со стороны
реформатского кружка (настоящих протестантов!) в адрес баптистов и других
протестантов второй волны. Дошло до того, что некоторые реформатские церкви
отказались праздновать вместе с протестантским большинством даже «День подяки»
на Хрещатике – настоящие не могут быть с ненастоящими, наследники не могут
стать рядом с самозванцами или незаконнорожденными.
Так вот, то, что
в нашем протестантизме Реформации (или от Реформации) мало, — это факт. То, что
без связи с Реформацией наш протестантизм пустоват и аморфен, — тоже верно.
в нашем протестантизме Реформации (или от Реформации) мало, — это факт. То, что
без связи с Реформацией наш протестантизм пустоват и аморфен, — тоже верно.
Но вот еще одна
угроза, которая представляется куда более серьезной. Я бы назвал ее так:
Реформация без Евангелия (или, в более частном случае, — Реформатство без
Христа).
угроза, которая представляется куда более серьезной. Я бы назвал ее так:
Реформация без Евангелия (или, в более частном случае, — Реформатство без
Христа).
Это то, что
происходит с нами, когда мы присваиваем себе настоящесть, когда «Реформация –
это мы». Тогда все sola можно
свести к одному: «только мы».
происходит с нами, когда мы присваиваем себе настоящесть, когда «Реформация –
это мы». Тогда все sola можно
свести к одному: «только мы».
Ни Христа, ни
благодати, ни Писания. Только мы. Как мне недавно заявил один младореформат, «В
православии нет спасения, а в баптизме нет богословия. Все это есть только у
нас. Вы без правильного реформатского образования даже проповедовать не имеете
права. Все ваши церкви — ненастоящие».
благодати, ни Писания. Только мы. Как мне недавно заявил один младореформат, «В
православии нет спасения, а в баптизме нет богословия. Все это есть только у
нас. Вы без правильного реформатского образования даже проповедовать не имеете
права. Все ваши церкви — ненастоящие».
Во всем этом
Евангелия очень мало, почти нет. В этой гордой позе нет ничего реформаторского.
Евангелия очень мало, почти нет. В этой гордой позе нет ничего реформаторского.
Что более страшно
– остаться без Реформации или без Христа, продолжать протестантизм без
Реформации или Реформацию без Евангелия?
– остаться без Реформации или без Христа, продолжать протестантизм без
Реформации или Реформацию без Евангелия?
0
0
1
380
2168
ASR
18
5
2543
14.0
Normal
0
false
false
false
EN-US
JA
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Table Normal»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:12.0pt;
font-family:Cambria;
mso-ascii-font-family:Cambria;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Cambria;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;}
В этот юбилейный
год Реформации нам пора освободиться от идолов, в том числе от идолов…
Реформации.
год Реформации нам пора освободиться от идолов, в том числе от идолов…
Реформации.