Solitude by Marc Chagall
Нам непременно хочется, чтобы Бог начал Свой суд с других, более грешных людей и народов.
Нам кажется несправедливым, что суд начинается с нас.
Но поддаваясь этим чувствам обиды и протеста, мы рискуем пропустить важное слово от Господа.
Упорствуя в непослушании, мы уподобляемся другим народам и теряем свое особое призвание.
Как же нам вернуться к Богу и своему призванию? Только через переплавку и обновление.
Мы так долго не слушали Бога, что теперь нам придется потерять все – землю и страну, храм и столицу, свободу и достоинство.
Мы это заслужили своим неслушанием и непослушанием. И все то, что с нами случиться, мы должны воспринимать как шанс на возвращение к Богу и обновление своей жизни. Не как несправедливость, но как милость. Не как наказание к погибели, но урок к исправлению.
И в этом смысле завоеватели, лишая нас привычного и дорогого, освобождают нас для нового посвящения Богу.
Парадоксальным образом, царь Вавилонский – страшный враг и при этом Божий слуга.
«Посему так говорит Господь Саваоф: за то, что вы не слушали слов Моих… пошлю к Навуходоносору, царю Вавилонскому, рабу Моему, и приведу их на землю сию и на жителей ее и на все окрестные народы; и совершенно истреблю их и сделаю их ужасом и посмеянием и вечным запустением. И прекращу у них голос радости и голос веселия, голос жениха и голос невесты, звук жерновов и свет светильника. И вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет. И будет: когда исполнится семьдесят лет, накажу царя Вавилонского и тот народ, говорит Господь, за их нечестие, и землю Халдейскую, и сделаю ее вечною пустынею» (Иер. 25: 8-12).
Бог наказывает нас вовсе не по Своей божественной прихоти. Все наше разрушение и унижение вполне закономерно – «за то, что мы не слушали». В этом есть нечто большее, в том наш второй шанс – все это случается для того, чтобы мы, наконец, послушали.
Итак, суд над нами – это наш шанс прийти в себя. Но также это часть намного большего, часть более масштабного Божьего суда над миром. Это не только обо мне и моем народе, это о человеке как таковом и человечестве в целом.
Бог наказывает не только нас. Он начинает с избранного народа, но затем судит все прочие народы. Никто не должен думать, что останется безнаказанным.
После Иерусалима придет очередь других. Пророк Иеремия получает задание передать грозную весть всем народам земли. Вавилон и Египет, Тир и Сидон, Аскалон и Газа, Аравия и Мидия будут пить из той же чаши гнева.
Никто не должен злорадствовать, видя наказание Иерусалима.
«Ибо так сказал мне Господь, Бог Израилев: возьми из руки Моей чашу сию с вином ярости и напой из нее все народы, к которым Я посылаю тебя» (15).
Никто не сможет избежать гнева:
«Ибо вот на город сей, на котором наречено имя Мое, Я начинаю наводить бедствие; и вы ли останетесь ненаказанными? Нет, не останетесь ненаказанными; ибо Я призываю меч на всех живущих на земле, говорит Господь Саваоф» (28-29).
Когда Бог наказывает кого-то другого, не стоит думать, что мы лучше и нас не коснется. Лучше проявить сострадание и милость, а также привести свои собственные дела в порядок.
Когда Бог начинает работать с нами – судить и наказывать, мы должны принять это как наш шанс на спасение и обновление. Страшно, когда Бог говорит и действует. Но гораздо страшнее, когда Он молчит и бездействует.
Никто не останется ненаказанным. Но наказание от Господа лучше, чем жизнь без Него.
Тот, кто, испив из чаши Божьего гнева, начнет слушать и слушаться, вскоре будет пить из чаши милости.