Чудо на дороге в Эммаус
Мы все еще живем в свете величайшего праздника – Воскресения Христова. И не только потому что календарь подсказывает нам это, не только потому что вокруг весна, не только потому что еще свежи пасхальные переживания и темы. Мы живем и будем жить этим событием каждый день – ведь через Воскресение нашего Спасителя новая жизнь стала доступной нам и в нас, и она продолжается, не заканчивается.
Примечательно, что для учеников дни после Воскресения была наполнены неожиданными встречами с Воскресшим. Мы тоже хотели бы этого. Но как и где Его можно встретить сегодня?
Главным образом мы встречаем Иисуса в общине Его учеников, в церкви, где читается Божье Слово и совершается Вечеря Господня. Мы переживаем присутствие Иисуса в нашем литургическом опыте. Литургия значит служение, или общее дело. Так древние греки называли повинность богатых людей на общественные нужды, например, на выступление хора или содержание боевого флота. Потом так стали называть богослужение в церкви. То есть это то, что мы совершаем вместе. И в этом являет, проявляет себя сам Христос как Глава Церкви. Церковь – Его тело и храм, то есть Его воплощение. Но самым трепетным моментом церковного служения (литургии) является Вечеря Господня, в которой хлеб и вино символизируют жизнь Христову.
В связи с Пасхой мы вспоминаем последний ужин Иисуса, на котором Он говорил о хлебе как преломляемом за нас теле и о вине как проливаемой за нас крови. Мы помним, что подобной Вечери уже не будет, пока не наступит торжество Царства Божьего. Но мы редко вспоминаем, что уже в первый день после Своего воскресения Иисус снова ужинает с учениками, правда в иной ситуации и другом формате. Евангелист Лука описывает очень интересный литургический опыт – Христос является ослабевшим в вере ученикам, чтобы пояснить Писание и преломить хлеб.
В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус;
и разговаривали между собою о всех сих событиях.
И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошёл с ними.
Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.
Он же сказал им: о чём это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?
Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нём в эти дни?
И сказал им: о чём? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом;
как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его.
А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.
Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба
и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив.
И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели.
Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!
Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?
И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нём во всём Писании.
И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее.
Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошёл и остался с ними.
И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.
Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.
И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?
И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними,
которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону.
И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.
Когда они говорили о сём, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам (Луки 24:13-36).
В этом хорошо знакомом для нас тексте меня удивляет то, насколько важным было для учеников «преломление хлеба». Они с интересом и жаром в сердце слушали слова Иисуса. Но узнали Его лишь в момент преломления хлеба. Лишь тогда у них открылись глаза, и они узнали Его (31). И когда эти двое рассказывали апостолам о случившемся, они упоминали «преломление хлеба» как ключевой момент истории (35).
В связи с этим я хочу сделать три кратких комментария, которые помогут нам понять чудо на пути в Эммаус как литургический опыт – опыт встречи, опыт общения, опыт церковности.
Во-первых, нас удивляет не только то, как и что Иисус говорит. Нас удивляет то, как Он делит с нами хлеб. Нас удивляет не истина, нас удивляет воплощенная истина. Сильнее всего нас удивляет то, к чему можно прикоснуться, приобщиться.
Иисус был узнан в преломлении хлеба. Так как Он совершал – никто не совершал. Его хлебопреломление нельзя было спутать с чем-то другим. Он разломил хлеб и дал кусок Клеопе, второй кусок его другу: вот так Я отдал Себя за тебя, и за тебя… Это Моя жизнь, примите ее, примите Меня.
Иисус хочет совершить с нами Вечерю. Он и раньше — перед Своим крестным страданием — желал этого (22:15). Он хотел наставить, утвердить, предупредить. Да и просто провести время вместе, проявляя Свою любовь в каждой детали, каждом движении, не только в словах. А теперь – после воскресения – Он жаждет этого общения не меньше, чтобы показать Себя живым и поделиться Своей силой воскресения.
В то время совместная трапеза имела куда большее значение, нежели сегодня имеет для нас, – это был знак доверия, уважения, близкой связи, принадлежности к одной общности.
Оставаясь на ужин с учениками, Иисус показывает им: вы не оставлены, Я – с вами. Он приглашен быть их гостем, но ведет Себя как хозяин, господин, Господь. Он берет хлеб, благодарит, преломляет и раздает.
Во-вторых, Воскресший Христос открывает Себя в общине Своих учеников. Опыт Вечери Господней напоминает нам об этом лучше всего. Чудо на пути в Эммаус – это чудо возвращения в общину. В тот самый момент, когда мы радуемся такой близости с Богом, что можем ощущать Его физически, слышать Его голос, принимать хлеб из Его рук, Он становится невидимым. Он стал видимым там, где двое учеников нуждались в Нем. И потом Он становится видимым лишь в кругу апостолов, то есть в общине верных. Когда апостолы обсуждали чудо на пути в Эммаус, сам Иисус стал посреди них (36)
Когда мы думаем и говорим об чуде, ищем Бога в этом чуде, Иисус открывает Себя посреди нас, в общине Своих учеников. И самое интересное, что после вступительных слов Он спрашивает их о пище, и они снова делят пищу вместе. Бог любит общение с нами как друзьями, учениками, детьми.
Совместная трапеза – это прекрасный символ того, как Бог видит наше общение с Ним. Не лекции в колледже, не судебное заседание, не «разбор полетов» тренера с воспитанниками, но общение за столом – где есть место и вкусной пище, и нескрываемому веселию, и непринужденной беседе. Мы вместе, Он – с нами, Он – в нас.
В-третьих, Воскресший Иисус приглашает к столу всех учеников, в том числе разочарованных, рассеянных, разбитых горем. Приглашены не только твердые, непобедимые, сильные, славные. Приглашены также уставшие, слабые, битые, жалкие.
Явившись вновь ученикам и апостолам, Он говорит: «мир вам» (36). Не осуждение, не обличение, но мир.
Мир вам, уставшие, слабые, битые, жалкие, падавшие не раз, и не раз проигравшие, плачущие, голодные, испуганные, сомневающиеся! Мир всем странникам и беглецам, идущим по дороге в Эммаус! Возвращайтесь в общину, чтобы быть вместе с Ним.
Мы всем похожи на идущих в Эммаус. Мы думали, что все будет иначе. Мы думали, что новый Царь избавит свой народ и наведет порядок в мире, но Ироды и Пилаты продолжают свое черное дело и чувствуют себя прекрасно. Мы ждали добрых перемен, но все закончилось смертью.
Мы так хотели узнать Мессию в образе сильного и славного Царя, который изгонит врагов и избавит нас от оккупантов. Но Он похож на обычного человека, на одного из нас. И лишь то, как Он ужинает с нами, открывает нам Божественное лицо неузнанного странника.
Мы разочарованы в своих представлениях о том, как Бог должен действовать. Но Он встречает нас и открывается нам во время ужина, в самой обычной ситуации. Он не где-то там, Он здесь, посреди нас. Он протягивает нам хлеб и совершает молитву. Тогда наше сердце горит, глаза открываются, а сердце выпрыгивает из груди. Это Он, Он жив!
Пусть же в опыте Вечери Господней мы встретимся с умершим за нас, воскресшим и живым Господом!
История о случившемся с учениками на пути в Эммаус напоминает нам о том, что Воскресший Иисус не только являет Себя Своим ученикам, но также являет Себя в Своих учениках, в общине, Церкви. Принимая от Него хлеб, каждый из нас соглашается быть часть Его Тела, чтобы наполняться Его жизнью и являть Его миру. Теперь ты знаешь, куда нужно идти. Теперь ты знаешь, где Его искать.