Online

Что значит «полная награда от Господа», и как ее получить?

 

В книге Руфь — очень короткой и часто пренебрегаемой, — мы находим очень интересное пожелание: «Да будет тебе полная награда от Господа, Бога Израилева, к Которому ты пришла, чтоб успокоиться под Его крылами!» (Руфь 2:12).

Эти слова благословения была сказаны благочестивым иудеем Воозом и адресованы Руфи, пришлой женщине-моавитянке.

Мне понравилось это пожелание, и я задумался: а что значит «полная награда», и как ее можно получить?

Мы можем ответить на этот вопрос, читая книгу и задумываясь о ее уроках. Но, прежде чем предложить некоторые мысли на этот счет, я хочу поделиться одним наблюдением из своей жизни.

Я вижу, что Бог может быть для меня добродетелем или же Искупителем. То есть я могу ограничить присутствие Бога в моей жизни отдельными проявлениями добра, или же могу отдать Ему всю свою жизнь.

Подумайте об этом: мы можем пользоваться Его благами продолжая свою собственную жизнь, или же можем стать Его искупленными, чтобы принадлежать Ему и жить Его жизнью.

Бог не навязывается нам. Он дает столько, сколько мы готовы принимать. Он дает нам что-то от Себя, но может дать и всего Себя. Он может помочь нам выжить в нашем бедственном положении, а может выкупить нас из нашей неволи и нищеты.

Поэтому вопрос возвращается к тебе: что ты хочешь от Бога – помощи в твоей жизни или же искупления твоей жизни? В первом случае ты получаешь от Бога то, что тебе нужно, но сохраняешь контроль над своей жизнью. Во втором случае ты отдаешь Богу все права, всего себя, и получаешь от Него новую жизнь.

Полная награда от Бога возможна только при полной отдаче с нашей стороны. Но теперь я хочу вернуться к истории бедной вдовы по имени Руфь (что значит «друг»).
Руфь решила разделить судьбу своей свекрови Ноемини. Обе женщины потеряли мужей. Если они не помогут друг другу, кто им поможет? И вот теперь Руфь покидает родные Моавитские края и переселяется в Вифлеем, на родину своего мужа.

Когда-то Ноеминь ушла с мужем и двумя сыновьями из Вифлеема («дома хлеба») в поисках лучше жизни. А теперь возвращается без мужа и сыновей, с пустыми руками. Рядом с ней – такая же несчастная невестка, к тому же язычница.

Почему они идут в Вифлеем? Потому что услышали, что там собирают урожай, что там будет хлеб, что там будет жизнь.

В этой книге мы читаем о двух интересных традициях, ныне забытых. Первая поощряла хозяина оставлять часть урожая на поле, чтобы бедные и пришлые могли собрать себя хоть что-то на проживание. Вторая традиция поощряла родственников заботиться о вдовах так, чтобы они были приняты в новую семью и могли найти там хлеб, безопасность и может даже продолжить свой род.

Первая традиция помогала выжить. Вторая – вернуться к полноценной жизни.

Ноеминь и Руфь думали о первом, никак не о втором. Но когда они увидели доброту и щедрость их богатого родственника Вооза, они поверили, что даже в их положении, после всех их бед и лишений, полноценная жизнь все еще возможна.

Ты можешь подбирать колосья на поле доброго человека, чтобы выжить. А можешь выйти замуж за знатного человека, чтобы иметь свою землю и свою семью.

Вооз стал для бедных вдов добродетелем и искупителем. При этом он сам был символом, образом гораздо большего. Он указывал собой на Бога как помощника и защитника всех людей. Он приветствовал жнецов: «Господь с вами!». Он благословлял Руфь: «Да будет тебе полная награда от Господа, к которому ты пришла!», «Благословенна ты от Господа!».

Эта история – о Боге, Который так чудесно заботится даже о самых отверженных и дальних. Эта история не о том, куда нужно переезжать в поисках лучшей жизни. Эта история не о том, как выгодно выйти замуж. Эта история о нашей вере и доверии Богу. Мы просим у Него хлеб, и Он дает нам просимое. Но при этом Он готов дать гораздо больше.

Иногда у нас наступает урожай хлеба. Но не всегда вместе с ним приходит урожай веры. Что нам хлеб без веры? Ответь честно сам себе: зачем тебе муж или жена, хлеб и земля, хорошее место и друзья, если все это без Бога?

На здании нашей церкви в Ирпене долгое время висел текст: «Ищи Господа, найдешь Его — найдешь все».

Руфь не сказала Ноемини: «Я пойду с тобой, и все, что у тебя есть в Вифлееме будет моим». Она сказала иначе: «народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом» (1:16).

Руфь не шла собирать богатый урожай хлеба. Она шла в покорности Богу, готовая ко всему, в том числе к новым трудностям и тяжелом труду. И за эту готовность служить своей несчастной свекрови и Богу свой свекрови она обрела полную награду, которая включала и хлеб, и богатого мужа, и землю, и сына, и радость спасения.

Когда ты ищешь Бога, ты не получаешь не меньше, а гораздо больше своих самых смелых ожиданий. Хотел хлеба, ибо голодал? Теперь есть все на столе – и хлеб, и к хлебу.  Хотел семью? Вот тебе семья. Хотел землю и свободу? Получай. Хотел сына? Встречай. Сын Овид, родившийся у Вооза, стал дедушкой знаменитого Давида и праотцом нашего Спасителя и Искупителя Иисуса Христа.

Наш Бог – Тот, Кто «может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чём помышляем» (Еф. 3:20).

Задумайся, чего ты ищешь. Если ты ищешь лучшей жизни, то будешь до конца своих дней метаться между полями вифлеемскими и моавитскими. Если же ищешь Бога, то увидишь невиданный доселе урожай и получишь полную награду.

Но как ее получить? Только через полную отдачу.

В жизни нашей героини мы видим интересное сочетание веры, трудолюбия и смирения. Моавитянка назвала Бога Израилева своим Богом (1:16), она пришла укрыться под крыльями Всемогущего (2:12).. Она стала чуждой для своего народа и родной для народа чужого. Она доверилась Богу Израилеву без всякого остатка, без всякой мысли о возможном возвращении в прошлое. Это решительный шаг веры, полная отдача

Но не меньше решительности Руфь проявляет в труде с первых дней пребывания в Вифлееме. Она идет подбирать колосья на поле того, кто позволит ей это (2:1-2). Она ничего не ожидает и не требует. Она на все готова. А когда замечают ее трудолюбие, она проявляет еще и смирение: «Она пала на лицо своё и поклонилась до земли и сказала ему: чем снискала я в глазах твоих милость, что ты принимаешь меня, хотя я и чужеземка?» (2:10).

Можно говорить о сочетании веры, трудолюбия и смирения, а можно сказать и так: вера включает в себя готовность послушно трудиться, полностью отдаваться. Мы трудимся как слуги на полях и радуемся каждой милости Господина. Мы не знаем, что ждет впереди, но предвкушаем большие удивительные благословения.

Руфь не знала, что станет женой Вооза и праматерью Искупителя всего мира. Но она уже узнала и убедилась, что вера в Бога Израилева делает невозможное возможным.

И здесь не обойтись без слова «благодать». Какой бы достойной Руфь не была, она никак не заслужила той милости, которую проявил к ней Бог через Вооза. Сколько бы она не трудилась, она никогда бы не заработала права стать женой знатного, родить дедушку царя Давида и стать прародительницей Спасителя.

Все, что Руфь могла сделать – отдаться на милость Господа, прийти к Нему, чтобы успокоиться под Его крыльями и в смиренном труде получать Его благодать и милость в виде хлеба и защиты. Но история на этом не заканчивается. Благодать не имеет меры. Бог Израилев открывается женщине-моавитянке как Искупитель.

Полная награда – это Сам Бог, Которого мы узнаем не только как Добродетеля, но и как Искупителя. Готовы ли мы к этому следующему шагу – не только просить у Него помощи, но и вручить себя Ему полностью, без остатка? Только тогда мы узнаем на себе всю полноту Его благости и благодати. Полная награда от Бога возможна только при полноте нашей отдачи Ему.

«А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чём помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь» (Еф. 3:20-21).