Online

Распрямите спины и поднимите головы

 

Как мы смотрим в будущее? Чаще всего так, будто готовимся к новым ударам и неприятным сюрпризам немилосердной судьбы. Мы опускаем плечи и головы, будто сжимаемся в ожидании чего-то плохого.

В канун нового года такие настроения только усиливаются. Наши разговоры отравлены ожиданием худшего, наши песни – будто из репертуара товарища Швондера:

Суровые годы уходят…

За ними другие приходят

Они будут тоже трудны.

Но я вспоминаю слова Христа, которые предлагают нам совершенно иную перспективу:

 

«Когда же начнёт это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Луки 21:28).

 

В переводе Радостная весть это звучит не так благолепно, но более понятно: «распрямите спины и поднимите головы».

Это призыв. Я раньше понимал его как обычный призыв к боевой готовности, но теперь вижу здесь призыв к радостной встрече.

Выпрямитесь, приготовьтесь к торжественному моменту, стряхните с себя страх и усталость, будьте внимательны, смотрите ровно вперед. Потому что приближается самое главное.

Итак, Иисус желает, чтобы Его ученики были готовы не столько к испытаниям последнего времени, сколько к радостному событию избавления, освобождения, встречи с Ним и перехода в Божье Царство.

Ключевой вопрос здесь: когда, когда нам нужно приготовиться? Ответ: прямо сейчас.

Почему прямо сейчас? Потому что все признаки второго пришествия очевидны.

Давайте посмотрим, какие признаки называет Христос, отвечая на вопросы учеников: «когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти?» (Луки 21:7). Здесь два вопроса – о разрушении храма и пришествии Сына Человеческого, — соединены в одну большую тему знаков последнего времени. Многие могут сказать: все это уже было, здесь говорится о разрушении Иерусалима и храма в 70 году н.э. Но все дело в том, что даже если это так, то сказанное о храме служит знаком гораздо большего разрушения и гораздо более важного события – второго пришествия Христа. Так что даже слова об Иерусалиме (20-24) могут читаться в контексте будущего, и даже узнаваемые исторические события могут указывать на грядущее.

Я хочу выделить несколько предупреждений Иисуса, которые ученики должны были принять во внимание, чтобы не пропустить знаки Его пришествия.

 

Во-первых, Иисус предупреждает об опасностях массового обольщения: «Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко; не ходите вслед их» (8). Берегитесь, не идите за ними!

 

Во-вторых, мы слышим о войнах и смятениях: «Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец. Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство» (9-10). Не ужасайтесь!

Но при этом слушайте и анализируйте. Почему важно смотреть не только на войну в Израиле, но и на войну в Украине как знак последнего времени? Потому что это разные участки глобального конфликта, в котором формируется агрессивный альянс таких разных стран как Россия, Северная Корея, Иран и Китай. Для них ненависть к иудео-христианской традиции и основанной на этом фундаменте европейской цивилизации – основной мотив.

 

В-третьих, мы слышим о частых и масштабных природны бедствиях: «Будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба» (11).

Природа – Божье творение – дает свои сигналы, точнее, передает знаки от Богалюдям. Это сигналы бедствия. На них нужно обращать внимание. Когда христиане смеются с глобального потепления, это печально. Когда игнорируют новые глады (голод) и моры (эпидемии) – это опасно и преступно.

 

В-четвертых, Иисус прямо говорит ученикам, что их свидетельство будет стоить дорого, что за имя Его они будут ненавидимы и гонимы: «Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Моё; будет же это вам для свидетельства. Итак, положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все, противящиеся вам. Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Моё, но и волос с головы вашей не пропадёт, — терпением вашим спасайте души ваши (12-19). Здесь мы находим призыв использовать преследования как возможность для свидетельства, а также слышим поощрение к терпению и стойкости.

 

В-пятых, мы слышим пророческие слова о разрушении Иерусалима: «Когда же увидите Иерусалим, окружённый войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения, да исполнится всё написанное. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников (20-24).

Это исполнилось в истории, но также исполняется в определенной мере прямо сейчас. Иерусалим притягивает не только друзей, но и врагов. Так что агрессия против него не прекращается и служит знаком нарастающего конфликта между царством мира сего и Царством Бога.

 

В-шестых, мы увидим хаос в природе и обществе, волнения и столкновения сил на земле и на небе: «И будут знамения в солнце и луне и звёздах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются» (25-26).

Чем ближе к концу, тем ожесточеннее сражения ангелов, масштабнее войны людей и очевиднее знаки в природе.

 

В-седьмых, мы должны следить за собой, своим состоянием, потому что для большинства людей, увлеченных удовольствиями и заботами житейскими, конец окажется внезапным: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдёт на всех живущих по всему лицу земному; итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого (34-36). Смотрите, не обременяйтесь, бодрствуйте, молитесь!

 

Если мы внимательно посмотрим на эти признаки, нас охватит чувство тревоги. Так это же происходит прямо сейчас! И это чувство не нужно в себе заглушать. Оно очень даже правильное и нужное.

Мы всегда читали тексты о втором пришествии Христа с особым волнением, замирая от страха. Успокаивались отсрочкой: слава Богу, это не сейчас! Но правильное чтение этих текстов подводит нас к более серьезному выводу: это происходит прямо сейчас!

Не нужно ждать чипов и печатей, восстановления храма и установления нового мирового порядка, все давно уже готово, и события могут разворачиваться с молниеносной скоростью – с учетом возможностей новых технологий и глобализации мира.

Нам ничего больше не нужно ждать – никаких знаменательных событий в жизниязычников, Церкви либо Израиля. Все уже готово. Второе пришествие может случиться в любой момент. И это не угроза, это добрая весть, это часть Евангелия.

Нам не нужно прятаться от всего того, что грядет, как от опасности и кары, нам нужно встречать Христа с радостью. Потому что для верных это избавление, а не погибель; освобождение, а не наказание.

Давайте же встретим новый год с расправленными плечами, ровными спинами, поднятыми головами, потому что пришествие Христа совсем близко!

На следующий год – в небесном Иерусалиме!