О нашем соучастии в страданиях Христа
О соучастии в страданиях Христа
Собираясь вместе всей церковью для участия в Вечере Господней, мы вспоминаем Христа и Его Вечерю с учениками, чтобы выполнить Его установление. Для нас это не просто ритуал, для нас это таинство, и с каждым новым разом мы хотим углубляться в смыслы происходящего, чтобы переживать реальность нашего единения со Христом и наполняться новой жизнью в Нем. Можно сказать так: для нас важны не хлеб и вино сами по себе, но живое присутствие Христа, предлагающего нам Свою Вечерю через эти видимые знаки. Иисус предлагает нам Себя:
«Господь Иисус в ночь, когда Его предали, взял хлеб и, возблагодарив, разломил его, и сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Моё, за вас ломимое; сие творите в Моё воспоминание». Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт» (1-е послание Коринфянам 11:23-26).
Обычно мы ограничиваем значение этого текста для нас словами «в Мое воспоминание» и пытаемся мысленно установить свою связь с Господом, проверить отношения с Ним и подтвердить нашу принадлежность Ему.
Достаточно ли этого? Удается ли нам пережить соединение с умершим и воскресшим Господом Иисусом через наши мысли? Думаю, что одних мыслей недостаточно.
Если бы одних мыслей или молитв о жертве Иисуса было достаточно для участия в Вечере, нам не понадобилось бы физическое участие в хлебе и вине. Но Господь разделил с учениками хлеб и чашу, чтобы они не только подумали о смысле, но и ощутили, пережили, прикоснулись, вкусили, подкрепились, насытились.
Поэтому Господь не только говорит к нам, Он протягивает нам хлеб и вино. Он делится с нами частью и делает нас частью Своего ломимого, разделяемого, страдающего, отдающего и раздающего себя Тела. Мы – часть Его, мы принадлежим Ему. Мы входим в Его страдания и смерть. Мы должны пережить одно и то же с Ним, чтобы стать одним целым.
Вот почему в нашем участии в Вечере присутствует момент жертвенного посвящения на страдания и смерть, сознательного отождествления с Иисусом, который стал Жертвой. Мы хотим быть солидарными с Ним, мы проникаемся чувствами, мы принимаем решения, чтобы стать и быть одним телом – страдающим, но также прославленным.
Мы возвещаем смерть Господню не только чтением истории о Вечере, но и своим живым, непосредственным, физическим и духовным участием. И мы должны делать это осознанно. Мы призваны участвовать в этом таинстве «рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11:29).
Но что это значит «рассуждать»? Это не только воспринимать все серьезно, торжественно, глубоко. Это не только больше знать и правильнее совершать. Это предполагает отождествление, когда я и Христос становимся одним – в том числе в страданиях и смерти, в победе и воскресении, силе и славе.
И такое отношение ко Христу касается не только Вечери, но и всей нашей жизни, особенно тех ситуаций, в которых наша принадлежность и верность Христу вызывает зло и ненависть со стороны мира.
Ободряя первых христиан, испытывающих жестокие гонения при императоре Нероне, апостол Петр пишет, что эти страдания являются формой участия христиан в Христовых страданиях, но также залогом участия в будущей славе.
«Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Петр. 4:12-16).
Для Петра страдания не были странными и неожиданными, они были закономерными. Христиане должны быть готовыми участвовать в Христовых страданиях. И участие в Вечере Господней напоминает нам об этом и дает нам силу для этого.
Мы вспоминаем о страданиях Христа, чтобы в них найти силу. Мы приобщаемся к страданиям Христа, чтобы наполниться Его жизнью и войти в Его славу.
Возвращаясь к теме Вечери Господней, я хочу ответить на вопрос: как мы можем участвовать в ней так, чтобы быть одним телом, быть одним целым? Через соучастие в страданиях Христа. Как же мы можем соучаствовать в страданиях Христа?
Во-первых, размышляя о Нем (1 Кор. 11:29) – о Его страданиях, жертве, любви. Это важный этап, который готовит нас к более практическому участию. Прежде чем мы сможем участвовать в страданиях своим телом, нам нужно отдать в послушание Христу наш ум, наполнить его мыслями о Господе.
Во-вторых, испытывая себя (1 Кор. 11:28) – проверяя свое духовное состояние, анализируя свою жизнь, очищаясь от греха, обновляя и подтверждая свое посвящение Господу, свою готовность идти за Ним до конца.
В-третьих, свидетельствуя о Нем — возвещая Его спасающую смерть и второе пришествие (1 Кор. 11:26). Это верное провозглашение смерти и возвращения Господа может стоить нам жизни. Но церковь должна нести это свидетельство «доколе Он придет» — в самых трудных обстоятельства и самой дорогой ценой.
Итак, наше участие в страданиях Христа не ограничивается рассуждением или воспоминанием. Хлеб и вино имеют вкус. Они реальны. Подобным образом наше соединение со Христом проявляется и переживается в реальных обстоятельствах нашей жизни. Не только нашей индивидуальной, но нашей церковной, коллективной, общинной.
Возможно, мы сейчас не переживаем гонений за веру в Иисуса и свидетельство о Нем, но мы знаем о страданиях наших братьев и сестер в других городах и странах. Знаем ли мы имена, истории, нужды хотя бы некоторых таких страдальцев? Помним ли мы о таковых? Молимся ли о них? Поддерживаем ли их? Соучаствуя в страданиях и нуждах святых, мы соучаствуем в страданиях Самого Господа.
Об этом пишет апостол Павел:
«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше.
Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим. И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении» (2 Кор. 1:3-7).
Здесь мы видим, как в страданиях христиане соединяются друг с другом и Богом, как участие в страданиях служит взаимному утешению и сближению. Испытав на себе утешение Божье, христиане становятся способными утешать своих братьев и сестер, переживающих страдание. Они не изолируются в трудное время, но служат Божьей цели через сострадание и соучастие. Здесь страдание верных называется страданием Христовым – это особое страдание, которое связано со служением Христу во враждебном окружении. Чудо в том, что с усилением страданий усиливается и действие утешающей благодати. Апостол Павел с готовностью страдал ради церкви в Коринфе и при этом надеялся, что они ответят взаимностью – разделят его страдания и принесут ему ободрение, в том числе для их же духовного роста во Христе.
Можно ли о нас сказать, что мы участвуем в страданиях и утешении братьев и сестер по вере? Готовы ли мы к таком участию? Рано или поздно нам предстоит ответить на вопрос: где были мы, когда Он страдал, когда наши братья и сестры страдали? Посетили ли больных, приняли ли беженцев, помогли ли заключенным? Видим ли мы Самого Христа в тех, кто болеет, кто стал беженцем или оказался в тюрьме (Матф. 25:31-46)?
Страдания – это путь Христа. Не было и нет другого пути для нашего спасения, только через страдания и смерть Христа. Возвещая эту истину свои участием в Вечере Господней, мы выражаем готовность идти тем же путем.
Почему нам нужно участвовать в страданиях? Потому что это лучший способ познать Христа, отождествиться с Ним, чтобы иметь в себе Его жизнь, силу и славу.
Христианство без страдания и сострадания, христианство комфорта и компромиссов ради комфорта, христианство безразличия к боли других – это христианство без Христа.
Вечеря, в которой все огранивается формальным участием без переживания живого Божьего присутствия, без соединения с Господом Иисусом, без соучастия в Его смерти и жизни, — Вечеря без Христа.
Такое христианство не может ничего сказать и дать миру, оно пустое и бессмысленное. Ричард Нибур описал его так: «Бог без гнева дает возможность человеку без греха войти в Царство без суда через служение Христа без креста» (A God without wrath brought men without sin into a Kingdom without judgment through the ministrations of a Christ without a Cross).
Христианство без креста – христианство без Христа. Вечеря, в которой есть пища на столе и люди за столом, но нет страдающего и страданиями спасающего нас Христа, — всего лишь ритуал.
Вот почему нам нужно вернуть в центр нашей Вечеря страдающего Христа, чтобы переживать Его живое присутствие через размышления, Слово, молитвы, свидетельство, посвящение, сострадание.
Если мы вместо воспоминания о страданиях Христа стараемся забыть об этих «неприятных фактах», отказываемся от единства с Христом распятым, стыдимся Его обезображенного вида, Его мучительной боли, Его страшной смерти, ради того, чтобы стать своими этому миру, стать успешными и счастливыми в этой жизни, мы лишаемся Божьей силы.
Если мы не примем на Вечере Христа страдающего, мы не узнаем в своей жизни Христа побеждающего. Если мы не примем правду о смерти, мы не узнаем радость воскресения.
Без живого присутствия Христа на Вечере, без нашего соединения с Ним в страданиях и смерти, хлеб останется хлебом, а вино – обычным вином.
Если мы не готовы разделить страдания Сына Божьего и других христиан, мы не готовы разделить Вечерю Господню, мы не готовы достойно участвовать в чаше и хлебе и не будем иметь в себе новой жизни и силы воскресения.
Мир полон страданий. Но в центре этого мира мы видим кресте, на котором распят Божий Сын. Он пострадал добровольно, чтобы взять на Себя грех и последствия греха, чтобы понести на Себе всю боль мира.
Крест – сердце страдающего мира. Христос на кресте – спасение страдающего мира.
Отворачиваясь от страданий людей, мы отворачиваемся от Христа. Обращаясь же к Нему, поворачиваясь лицом к распятому на кресте, мы узнаем в Нем Бога и познаем Его любовь, чтобы наполняться и делиться этой любовью с другими.
Ученикам многое было известно. Вечеря Господня указывала на распятие. После всех предупреждений и откровений Христа, крест не должен был шокировать, он был закономерным итогом. Но даже нам, знающим о Господе так много, так трудно вместить образы ломимого тела и пролитой крови, а тем более представить крестные страдания Божьего Сына и отождествить себя с Распятым. Вместо размышлений о Теле Господнем мы спешим поскорее закончить Вечерю. Во многих церквях великая Божья заповедь свелась к сокращенному до предела ритуалу, в котором никто не ждет встречи с Господом Иисусом.
Каждый раз Вечеря Господня служит экзаменом нашей веры – готовы ли мы приблизиться к Богу не в обход трудных текстов и заповедей, но в послушании им, проходя тем путем, который продолжил наш Спаситель.
Пусть нашей сегодняшней молитвой будет благодарность за страдания Христа и проявленную в них любовь и близость к нам, а также просьба о Божьей помощи в том, чтобы идти путем нашего Учителя и остаться верным: «Господь, благодарю за Твои страдания и смерть, давшие мне прощение и спасение. Дай мне быть верным Тебе. Если мне придется страдать за Тебя и Твою истину, помоги в этом найти радость, познать Тебя больше и стать похожим на Тебя. Хочу знать Тебя страдающим и побеждающим, умершим и воскресшим! Хочу быть частью Тебя и Твоего тела во всем. Даруй мне счастье единения с Тобой, потому что большего счастья не может и быть. Аминь».