Оживут ли сухие кости?
Есть пределы даже пророческому дерзновению. Мы не чувствуем себя вправе просить слишком многого, мы принимаем то, что есть.
Как правило, Бог учит молчать, ждать, доверять. Но иногда Он проверяет, способны ли мы сделать шаг веры и выйти за пределы возможного.
Иезекиилю было суждено увидеть долину мертвых, кости которых высохли, имена которых давно позабыты. Но Бог показал это не для того, чтобы пророк стал оплакивать погибших людей и погибшую надежду Израиля. Он показал Свою власть над смертью, чтобы пророк перестал плакать о жалком состоянии своего народа и вдохновился видением его грядущего восстановления.
«Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот, весьма много их на поверхности поля, и вот, они весьма сухи.
И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «кости сухие! слушайте слово Господне!» Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживёте. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживёте, и узнаете, что Я — Господь» (Иез. 37:1-6).
Бог спрашивает Иезекииля, навсегда ли умерли сыны и надежды Израиля. Ответ пророка – единственно верный ответ: «Ты знаешь». Этим ответом пророк отказывается от здравого смысла обычных людей и вверяет себя Богу. У него нет своего мнения и нет своего голоса. Он говорит лишь то, что говорит Бог. И делает то, что делает Бог.
В ответ на это согласное и твердое «Ты знаешь» Бог не просто показывает чудо, но приобщает Своего пророка к чуду. Пророк должен довериться Богу и стать Его инструментом в оживлении высохших останков. Если пророк говорит не от себя, но от Бога, то обязательно происходит чудо. И мы не зрители, мы участники Божьего чуда.
После слов Иезекииля, обращенным к костям, кости пришли в движение. А после слов, обращенных к духу, они ожили и превратились в «весьма, весьма великое полчище» (10).
Кто видел такое, никогда не скажет: «смерть – это конец», «все уже кончено», «надежды нет».
За этим видением следовало истолкование: «кости сии — весь дом Израилев. Вот, они говорят: «иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня». Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву». И узнаете, что Я Господь» (11-13).
Это видение ободрило не только самого пророка. Оно должно было вернуть надежду каждому, кто заключил себя в гроб, кто смирился с поражением, пленом, гибелью.
Здесь Бог открывает Свою верховную власть в жизни и смерти. Мы знаем на своем опыте, что Он может спасти нас от смерти. Но теперь мы узнаем, что Он может вернуть нас из плена смерти. Даже если ты умер для людей, для Бога ты жив. Смерть – не конец. Потому что есть воскресение. Лазарь, выходи! Израиль, вставай!
Наши высохшие кости непременно оживут. Потому что мы – Его народ. А Он – Господь, воскрешающий и освящающий Израиля (28).
Пусть это пророчество об оживших костях приведет в смущение торжествующих врагов, расскажет всем народам о величии нашего Бога и вдохнет силу в малый остаток избранных!