Не откладывай самое важное
Иногда разговоры верующих с неверующими затягиваются до бесконечности. Тогда мы должны напоминать себе и своим слушателям о цели таких бесед: мы не тешим любопытство, мы призываем к решению.
Представьте себе ситуацию: вы обладаете особо ценной информацией, которая может помочь людям в их опасном положении; но вместо внимания и срочных действий в ответ на жизненно важную информацию вы встречаете новые и новые вопросы: «А откуда вы знаете? А почему вы считаете, что знаете больше, чем я? А кто вы вообще такой? А, может, все не так однозначно? А давайте не будем спешить?». Так было перед началом войн, эпидемий, кризисов, катастроф.
Я могу представить ваше удивление такой безответственностью людей за свою жизнь. Но именно так случается почти каждый раз, когда люди слышат Евангелие и ничего не делают.
Наверное, каждый из нас встречал в жизни тех, которые интересуются вопросами веры, но не спешат принимать решение. Таких большинство. Среди них есть люди, которые знают о Боге так много, что могут другим лекции читать. Но сами они так и не уверовали, то есть не приняли решение подчинить свою жизнь Иисусу.
Правда в том, что в мире трудно найти человека, который не задумывался бы о смысле жизни, о посмертной участи, о Божьем суде. Но есть одна хитрость. Люди научились жить с этим вопросом. Большинство людей откладывают его на потом.
Так было и с губернатором Иудеи Феликсом, которому проповедовал апостол Павел. Проповедовал долго. Целых два года.
Когда Феликс услышал обвинения иудеев и защитную речь Павла, он решил тянуть время. Почему? Потому что невиновность Павла была слишком очевидной, чтобы можно было его осудить. Феликс не хотел нарушить закон и права римского гражданина. При этом он не мог отпустить Павла, боясь народных волнений и проблем с иудейской элитой. Он был слишком слаб, чтобы принять какое-либо решение. Так он вошел в историю как один из самых нерешительных персонажей Библии.
«Выслушав это, Феликс отсрочил дело их, сказав: рассмотрю ваше дело, когда придёт тысяченачальник Лисий, и я обстоятельно узнаю об этом учении.
А Павла приказал сотнику стеречь, но не стеснять его и не запрещать никому из его близких служить ему или приходить к нему.
Через несколько дней Феликс, придя с Друзиллою, женою своею, Иудеянкою, призвал Павла, и слушал его о вере во Христа Иисуса.
И как он говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришёл в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя.
Притом же надеялся он, что Павел даст ему денег, чтобы отпустил его: посему часто призывал его и беседовал с ним.
Но по прошествии двух лет на место Феликса поступил Порций Фест. Желая доставить удовольствие Иудеям, Феликс оставил Павла в узах»
(Деяния апостолов 24:22-27).
Если бы вас арестовали по надуманным обвинениям, вы бы ждали случая представить свое дело и доказать свою невиновность. Но что, если допросы тянутся годами? Что если вам постоянно намекают на деньги и какие-то темные сделки? Что если вас не обвиняют и не оправдывают? Не пришли бы вы в отчаяние?
Помню, какое мрачное впечатление произвел на меня «Процесс» Франца Кафки, в котором главного героя арестовывают и судят непонятно за что. Я подумал тогда, разве мы не находим себя в положении тех, кого судят неизвестно кто и неизвестно за что? Вся наша жизнь похожа на процесс, в котором нас обвиняют, преследуют, ограничивают в свободе, готовят к смерти. Так устроен этот мир – полный абсурда и коррупции, ненависти к свободе и нетерпимости к истине.
В этом мире не дают прямых ответов. Все растягивается во времени и прячется в полумраке, прикрывается непонятными законами и правилами, оправдывается ссылками на мнение важных людей и интересы общества.
Феликс откладывает дело Павла на два года. Он не слишком стесняет Павла, дает ему возможность принимать гостей и продолжать свое апостольское служение из уз. Но при этом так ничего и не делает для восстановления справедливости и правосудия. Он упивается своей властью над узником, наслаждается беседами о Боге и совсем не понимает, что упускает свой шанс на покаяние.
Симпатия сильных мира сего не должна вводить нас в заблуждение: ради иудеев Феликс оставляет Павла в тюрьме, хотя видит его невиновность. Таковы люди этого мира: они готовы терпеть нас какое-то время, иногда послушать и поспорить, но не готовы принять истину и изменить свой образ жизни. Люди готовы спорить об истине всю свою жизнь, но так и не решаются принять ее.
Я вижу в этой истории три важных урока, которые заставляют нас переосмыслить то, как и что мы говорим о Евангелии людям этого мира.
Во-первых, мы должны сказать им прямо: не ищи интересную информацию, ищи истину! Не трать драгоценное время на бесконечные разговоры, не тешь свое любопытство и не злоупотребляй Божьим терпением, отнесись к Евангелию со всей серьезностью и прими решение! Можно много знать и все же не поверить.
Феликс хотел узнать обстоятельно об учении, чтобы принять решение, но так и не пришел к этой цели. Долгие беседы показали ему истину, но он так и не принял ее. Павел видел эту нерешительность и говорил с ним о самом важном – о правде, воздержании и суде. Поэтому Павел свои беседы подводил к самому важному моменту: необходимости покаяния. Так было и в ареопаге, где Павел подвел свою интересную для всех лекцию к практическому применению: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределённого Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мёртвых. Услышав о воскресении мёртвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время» (17:30-32). Показательна реакция слушателей: это слишком, на сегодня все, поговорим после! Так отреагировал и Феликс: хватит, уходи, позову тебя другой раз!
В наших затянувшихся разговорах должен наступить момент, когда мы скажем прямо: тебе нужно покаяться, иначе все эти беседы теряют смысл. Мы не знаем, как сложилась дальнейшая жизнь Феликса, но Павел поставил перед ним вопрос об истине ребром, так что ему не было покоя.
Во-вторых, мы должны сказать слова, которые вселят не покой, но беспокойство: не заглушай свой страх перед Божьим судом, он ведет тебя ко спасению. Предостережение о суде – важная часть Благой вести. Мы обязаны напоминать об этом всем грешникам, в том числе красивым, богатым, влиятельным.
Слова Павла о грядущем суде привели Феликс в страх. Он понял, что будет отвечать перед Богом за свое аморальное поведение (невоздержание) и коррупцию (неправду). В этом был его шанс – искать спасение от страха в покаянии, а не заглушать это чувство или уходить от прямых вопросов.
Если наши слова о Евангелии не внушают людям страха перед Божьим судом, значит мы представляем Евангелие неверно и больше беспокоимся о нашем впечатлении на людей, нежели об их спасении. Если мы не подводим людей к решению здесь и сейчас, то мы просто упражняемся в красноречии.
В-третьих, напоминая об истине и суде, мы должны сказать прямо: не откладывай на потом самый важный вопрос своей жизни, реши его здесь и сейчас, ведь когда ты тянешь время, откладывая свое покаяние перед Богом, ты обманываешь сам себя, ты упускаешь свой шанс.
Феликс понял, что Павел говорит истину. Он услышал голос совести и ощутил страх перед судом. Следующим шагом должно было стать решение: отпустить Павла как невиновного проповедника истины и признать своим господином Иисуса Христа. Но Феликс, взрослый и разумный человек, избегает решающего момента путем откладывания его на потом: «когда найду время» (25).
Как много людей были готовы покаяться и уверовать в Евангелие завтра, послезавтра, скоро, но так и сделали этого решительного шага! Вот почему мы должны не просто говорить о Боге, но задать прямой вопрос: когда ты найдешь время для Бога и для своей души, когда ты примешь решение?
Бесконечные разговоры о Боге – это способ избегать важных решений. Мы должны быть готовы говорить о Боге, но говорить так, чтобы подводить людей к решению, а не уводить кругами все дальше и дальше. Мир полон неплохих людей, которые могли бы покаяться, но так и не покаялись. Каждый Феликс будет отвечать за себя. Но мы должны быть подобны Павлу в том, чтобы говорить о воскресении Христа и грядущем суде с убедительностью и убежденностью, лишая людей покоя и призывая их к покаянию.