Нести на себе беззаконие
Пророк не только обличает и предупреждает людей, но и разделяет судьбу своего грешного народа. С одной стороны, он отделен для особого служения – быть голосом Бога, передавать Божье Слово людям. С другой стороны, он остается частью своего общества и страдает вместе с ним. Поэтому пророк не может передавать Божье послание и оставаться безучастным. Он сам становится посланием, вся его жизнь становится исполняющимся пророчеством.
Иногда пророку приходилось говорить не словами, но символическими актами, вызывающими действиями, шокирующими картинами. А иногда посланием становилось тело пророка.
«Возьми себе кирпич и положи его перед собою, и начертай на нем город Иерусалим; и устрой осаду против него, и сделай укрепление против него, и насыпь вал вокруг него, и расположи стан против него, и расставь кругом против него стенобитные машины; и возьми себе железную доску, и поставь ее [как бы] железную стену между тобою и городом, и обрати на него лице твое, и он будет в осаде, и ты осаждай его. Это будет знамением дому Израилеву.Ты же ложись на левый бок твой и положи на него беззаконие дома Израилева: по числу дней, в которые будешь лежать на нем, ты будешь нести беззаконие их… Вот, Я возложил на тебя узы, и ты не повернешься с одного бока на другой, доколе не исполнишь дней осады твоей» (Иез. 4:1-4,8).
Характерно то, как реагирует пророк: он покорно идет на все эти унижения и страдания. Единственная уступка, о которой он попросил – не готовить лепешки на человеческих испражнениях. Ему было разрешено готовить на коровьем навозе. И это было лучшее в пророческом меню, которое само по себе служило предупреждением о том, что в осажденном Иерусалиме «будет недостаток в хлебе и воде; и они с ужасом будут смотреть друг на друга, и исчахнут в беззаконии своем» (17).
Вот, что значит нести на себе беззаконие, точнее НАКАЗАНИЕ за беззаконие своего народа (4,6) – озвучивать и являть Божье послание собой и на себе, плакать о людях и страдать вместе с ними, сделать свою жизнь воплощением Божьего Слова.
Соглашаясь на свое служение, пророк становится жертвой. Он больше не владеет собой, своим голосом, своим телом. В этом он превосходит себя и уподобляется воплощенному страдающему Богу.